XVIII Региональные образовательные чтения Бузулукской епархии | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
28 октября, 2025

XVIII Региональные образовательные чтения Бузулукской епархии

Бузулук. 28 октября 2025 года в концертном зале МБУК ДК «Юбилейный» состоялись XVIII Региональные образовательные чтения Бузулукской епархии «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».

Цель Чтений обсуждение актуальных проблем в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения.

В Чтениях приняли участие: президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, профессор ПСТГУ Александр Леонидович Дворкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Оренбургского государственного педагогического университета Воронова Анастасия Анатольевна, а также директора православных школ городов Бузулука и Сорочинска, директора воскресных школ, духовенство Бузулукской епархии, миряне работающие в сфере культуры и воспитания подрастающего поколения, студенты и школьники старших классов образовательных учреждений школ города Бузулука.

Открыл XVII региональные образовательные чтения епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, боголюбивые руководители, педагоги, организаторы и гости XVIII Региональных образовательных чтений Бузулукской епархии.

Рад приветствовать вас на нашем образовательном форуме в рамках Международных Рождественских образовательных чтений на тему: «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени», итоги которых ежегодно подводятся в Москве.

Как мудро сформирована тема нынешних Чтений. Действительно просвещение и нравственность тесно связаны между собой, в то же время от них же напрямую зависит формирование личности и вызовы времени.

На современном этапе развития общества вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так государства и Церкви. Юношество оказывается перед лицом большой опасности в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации. Из мощного информационного потока становится тяжело извлечь то основное, что необходимо для интеллектуального, духовного и культурного развития личности. 

А между тем, именно за счет приобщения к художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация.  Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – приобщают человека к ценностям его народа и региона. Классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования. Наконец, религиозное образование и святоотеческое наследие приводят человека к достижению божественного замысла о нем, учат его нравственному совершенству и жизни согласно Евангельским заветам.

Святейший Патриарх Кирилл утверждает, что православное просвещение – это способ нравственного оздоровления общества, путь достижения его устойчивости и выработки иммунитета против многих социальных недугов. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано то самое нравственное поколение людей, которые будут способны руководствуясь не своим инстинктом, а своими убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи, конец цитаты.

Вот почему от того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными и общественными институтами, зависит нравственный климат и благополучие всего общества в целом и нашей Бузулукской епархии в частности.

Но коль скоро мы коснулись нравственного климата, то напомним о врожденном нравственном законе, известном каждому человеку под названием совесть, понимаемая как совместное ведение человека и Бога о Законе сохранения человеческой жизни, о ее высоком качестве и небесном достоинстве.

Значит, воспитание совестливого человека, есть самое простое, понятное и доступное каждому родителю или наставнику задание, — это одновременно важнейшая и первоначальная задача также и воспитания религиозного. 

И в этом деле нет различий ни конфессионального, ни национального, ни социально-политического характера. Бессовестный человек всюду одинаково непригляден. В послании к Тимофею апостол Павел решительно подчеркивает приоритет состояния личной совести над состоянием личной веры и утверждает, что отвергнувшие совесть потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1: 19), сожженные в совести своей (1 Тим. 4: 1–2), всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3: 7).

К сожалению, эти апостольские предостережения столь же актуальны и в наши дни, когда религиозными учителями и духовными воспитателями нередко стремятся стать люди, не имеющие достаточного навыка и опыта личного покаяния, а потому чрезмерно усердствующие в поучении других. Как правило, именно нежелание и неумение выпрямить искривления собственной личности, врачевания своих духовных недугов и является глубинной причиной всех существующих проблем в деле духовно нравственного просвещения. 

Любопытный нюанс есть в определениях из области природы мышления. Различая такие понятия, как разум и рассудок, философы призывают понимать под разумом способность к обретению нового знания, а рассудок рассматривают как способность оперировать уже имеющимися знаниями. В продолжение этой мысли можно предположить, что полноценное владение обеими этими способностями составляет мудрость человека.

В одной из библейских книг достижение такого состояния, как мудрость, обуславливается сочетанием разума и доброго расположения сердца (см.: Иудифь 8: 29). Вспомним, что отнюдь не мудрость просил юный царь Соломон у Господа после тысячи жертвоприношений, но — сердце разумное, чтобы судить… и различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9).

Приснопамятный митрополит Филарет Минский утверждал, что практически это и есть главная цель доброго воспитания, как ее понимает Святая Церковь, то есть, умение различать, что добро и что зло. Именно поэтому в Священном Писании мы находим предельно четкие и точные определения того, что составляет предмет наших сегодняшних размышлений.

В завершение позвольте мне привести пример доброго воспитания, вошедший в равной степени в мировую историю, в общечеловеческую культуру и во всемирную литературу.

Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его, — сказал Давид, который на своем жизненном пути прошел поприща пастуха и воина, беженца и царя, музыканта и поэта, кающегося грешника и богослова (Пс. 110: 10).

Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго —разум, — вторит ему его сын Соломон — царь, богомолец, мудрец, богатейший правитель и… тоже кающийся грешник и богослов (Притч. 9: 10).

Но задолго до них прозвучали в скинии собрания слова простой бедной женщины, скорбящей о своем бесплодии: Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа (1 Цар. 2: 10).

Наша цель и призвание, наша воспитательная миссия и святой долг состоят в том, чтобы содействовать воплощению этих слов в нашу повседневную жизнь, чтобы просвещение способствовало достижению высокой нравственности, а вызовы времени не оказывали негативного влияния на формирование личности. 

Благословение Божие да пребудет на всей работе нашего образовательного форума и да вознаградит Господь всех выступающих и слушающих, всех руководителей, педагогов, организаторов и гостей XVIII Региональных образовательных чтений Бузулукской епархии.  Аминь».

Далее к собравшимся обратились Александр Леонидович Дворкин, с темой как противостоять влиянию различных сект, и Анастасия Анатольевна Воронова, с темой о путях духовной и педагогической поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями.

После пленарного заседания состоялось награждение отличившихся педагогов Епархиальной медалью священномученика Константина Бугурусланского:

Долгих Галину Николаевну – заместителя директора Частного общеобразовательного учреждения «Иоанно-Богословская Православная основная общеобразовательная школа» г. Бузулука;

Матыцину Светлану Анатольевну – директора МОБУ «СОШ №4» г. Бузулука;

Фадееву Надежду Арсентьевну – директора Воскресной школы «Горлица» при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана;

Гайструк Наталью Сергеевну – преподавателя Бугурусланского сельскохозяйственного техникума;

Фролову Любовь Николаевну – завуча Воскресной школы «Росток» при храме святителя Димитрия Ростовского с. Северное;

Аникину Ларису Михайловну – учителя Воскресной школы во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при храме святого пророка Божия Илии с. Ташла;

Чернышёву Елену Васильевну – учителя физической культуры МОАУ»СОШ № 1 имени В.И.Басманова» г. Бузулука.

Также отличившиеся педагоги были награждены Архиерейскими грамотами и Благодарственными письмами.

Закончились XVIII Региональные образовательные чтения Бузулукской епархии небольшим концертом организованный силами ДК «Юбилейный».

Бузулукская епархия благодарит за помощь в подготовке и проведении Чтений коллектив ДК «Юбилейный» и лично директора Дмитрия Владимировича Андреева.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина