Бузулук. 28 октября 2024 года в концертном зале МБУК ДК «Юбилейный» состоялись XVII Региональные образовательные чтения Бузулукской епархии «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Цель Чтений обсуждение насущных вопросов церковно-общественного диалога на фоне непростых мировых реалий; укрепление взаимодействия церкви, местных органов государственной власти и общественных организаций в решении общих задач в различных сферах общественной жизни; осознание проблем, стоящих перед епархией в образовательной и иных сферах деятельности и подготовка вопросов и предложений к рассмотрению на международном этапе чтений.
В Чтениях приняли участие: заместитель главы администрации г. Бузулук по социальной политике Николай Алексеевич Севрюков, ректор Самарской Духовной Семинарии протоиерей Максим Кокарев, заместитель главы администрации Сорочинского городского округа по социальным вопросам, начальник Управления образования Татьяна Валерьевна Фёдорова, профессор, доктор философских наук, заведующая кафедрой библеистики и богословия Оренбургской духовной семинарии Марина Николаевна Ефименко, кандидат исторических наук, краевед Сергей Викторович Колычев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Оренбургского государственного педагогического университета Воронова Анастасия Анатольевна, а также директора православных школ городов Бузулука и Сорочинска, директора воскресных школ, духовенство Бузулукской епархии, миряне работающие в сфере культуры и воспитания подрастающего поколения, студенты и школьники старших классов образовательных учреждений школ города Бузулука.
Открыл XVII региональные образовательные чтения епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Досточтимые представители государственной власти! Всечестные отцы и матушка игумения! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники и гости Региональных образовательных чтений Бузулукской епархии!
Сердечно приветствую всех вас на торжественном пленарном заседании наших Чтений, посвященных в этом году знаменательной дате — 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Заявленная тема моего выступления звучит так: Сохранить память о Великой Победе и передать духовный опыт грядущим поколениям.Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, рассуждая на тему Великой Отечественной войны сказал, что Великая Победа занимает совершенно особое место в жизни нашего народа, а память о ней бережно сохраняется миллионами соотечественников как в России, так и за рубежом.
Почему же так получается? Почему даже спустя столько лет сердце русского человека столь живо откликается на все, что связано с Великой Отечественной войной? Потому что всеми фибрами души, как говорят у нас в народе, мы чувствуем, насколько важны те события не только для бытия нашего Отечества, бытия нации, но и для всей мировой истории. И мы не имеем морального права забывать об этом.
Время неумолимо идет вперед — редеют ряды живых участников и свидетелей тех страшных событий, все больше появляется неправды о Второй мировой войне, все чаще звучат призывы пересмотреть значение подвига нашего народа и роль нашей страны в победе над фашизмом. На нас, потомках и преемниках победителей, лежит огромная ответственность сохранить память и духовный опыт поколений и передать грядущим поколениям правду о событиях того периода, противостоять настойчивым попыткам переписать и исказить историю.
22 июня 1941 года войска нацистской Германии вторглись в пределы нашей страны. Великая Отечественная война началась в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Люди верующие не только в России, но и за ее пределами не могли не увидеть в этом надежду на заступничество святых за свой народ перед Престолом Всевышнего и на победу над нацизмом.
Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился с посланием к пастве, призывая сограждан противостоять агрессору по примеру защитников Отечества минувших веков.
Мы все знаем, как откликнулись православные христиане на беду, которая пришла в наше Отечество. Несмотря на многолетние репрессии и гонения на Церковь, большинство людей понимало, что родная страна, народ — это ценности, имеющие непреходящее значение, а богоборчество и жестокая политика властей, направленная против собственных сограждан, — это безумие и напасть, которые не могут торжествовать вечно.
Мировосприятию православного христианина совершенно чужды ненависть, жажда мести и вражда. Мы стремимся следовать словам Спасителя: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6:27-28).
Этот призыв Господа, по мысли Патриарха Кирилла, был воспринят некоторыми мыслителями как однозначный пацифизм. Но христианство не имеет ничего общего с так называемой идеологией непротивления. Христос говорит о добродетелях всепрощения, любви к врагам и невоздаяния злом за зло как о личном подвиге человека, о его внутреннем духовном делании.
Пацифизм же призывает отказаться от сопротивления злу на социальном и государственном уровне, ставя под удар систему общественных отношений, принципы справедливости и гражданского согласия. А когда люди безвольно и безропотно принимают зло, соглашаются с ним и склоняют пред ним голову, оно неизбежно побеждает.
Невозможно прекратить войны в мире, пропитанном ненавистью и злобой. Но сопротивляться злу нужно так, чтобы это зло нас не захватывало, не порабощало наше сознание, не ослепляло наше сердце ненавистью, жестокостью, безрассудством. Один из великих святителей нашей Церкви — митрополит Филарет (Дроздов) — нашел удивительные по своей точности и глубине слова, которые можно назвать своего рода рецептом того, как должна проявляться истинная христианская любовь, если необходимо защищать Родину и веру: Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (1806–1808)).
Иногда можно услышать такое мнение, что в момент общей беды тотчас были забыты прежние обиды. Нет. Нельзя, невозможно забыть личные трагедии семей, которых коснулись репрессии, и общее горе народа, из которого пытались вытравить веру. И все же перед лицом внешнего врага все противоречия отступили на второй план. Главным стало служение Отечеству.
Мы знаем много ярких примеров, подтверждающих это. Вспомним хотя бы письмо святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), после многих лет тюрем и ссылок написавшего советскому руководству: Могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.
Вспомним пример нашего славного казачества, которое, несмотря на террор и политику геноцида со стороны советской власти, встало на защиту Родины. Эти воины проявили особую отвагу, о чем свидетельствует то, что более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 279 казаков получили звание Героя Советского Союза.
Монашествующие восприняли скорбную весть о начале войны как призыв к усилению подвигов и молитв о даровании победы. Будучи лишены возможности оставаться в поруганных и разрушенных обителях, монашествующие терпеливо несли свое служение на передовой и в тылу.
На протяжении веков наш народ черпал духовные силы в православной вере, вдохновлялся идеалами евангельской святости, стремясь сделать их содержанием своей жизни. В этом стремлении он создал поистине великую культуру. Благодаря православной вере русский народ усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы.
Принадлежа к разным национальностям и религиозным традициям, мы вместе с тем сознаем свое единство. Это единство — в выбранном пути культурного развития: в нашей свободе жить в мире друг с другом, служить Отечеству теми талантами, которые дал нам Бог, хранить историческую память и наследие предков.
Святейший Патриарх Кирилл утверждает, что Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни.
В самые первые дни войны гонения на религию были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую заняла Церковь. Перелом в Великой Отечественной войне совпал с открытием храмов по всей стране после исторической встречи Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем).
Война пробудила в народе религиозные чувства. Есть такая поговорка: На войне атеистов не бывает. Существует множество воспоминаний фронтовиков, которые свидетельствуют о том, что перед боем молились даже вчерашние богоборцы. После войны многие из оставшихся в живых крестились, а бывало, постригались в монашество.
Праздник Победы является одним из самых значимых событий для жителей России, на всем пространстве нашей исторической Родины. Он помогает сохранить память и духовный опыт поколений о Великой Отечественной войне и побуждает передавать его грядущим поколениям.
Зримым свидетельством этого является акция Бессмертный полк. Это народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, проходит с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма.
Празднование Дня Победы неизменно становится одним из центральных событий года в нашей стране. День Победы — это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю и духовный опыт поколений, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем. Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить память и духовный опыт поколений, оставленный нашими отцами и дедами и передать его грядущим поколениям.
Конечно, история всегда была и будет пространством нескончаемых идеологических спекуляций. Но очевидно одно, что любой упрощенный подход к ней довольно опасен. Любовь к Отечеству — естественное чувство любого человека. Оно может быть прекрасным, если помогает человеку созидательно и ответственно трудиться ради блага своей страны, честно и добросовестно выполнять свои обязанности.
Но это же чувство может приобретать уродливые формы и стать источником большого зла, если будет сопровождаться стремлением подавлять и уязвлять других. Именно такую форму и обрел фашизм, трансформировавший патриотические настроения немецкого общества в радикальный национализм, направленный на порабощение других народов и достижение бредовой цели мирового господства.
Сегодня к скорби нашей на границе нашей Родины идет специальная военная операция и проливается кровь, не ослабевает возникшее политическое и мировоззренческое напряжение.
Вместе со Святейшим Патриархом Кириллом мы сожалеем о том, что это напряжение существует и в сфере религиозной. Создаются и апробируются технологии, направленные на ослабление единства Православия, на деградацию христианской духовной культуры.
Плоды действий этих внешних сил, враждебных духу Евангелия, мы видим на украинской земле. Расколоть мировое Православие, используя перемены в политической географии Восточной и Южной Европы, разрушить жизненно важное для всего Православия духовное единство греков и славян, изолировать самую большую в семье Православных Церквей — Церковь Русскую — от своих единоверных братьев, нарушить чистоту канонического устройства, исказить учение Церкви пытаются те, кто прекрасно понимает, сколь важную миссию совершает сегодня Церковь Христова в мире, какое значение православная вера имеет не только для наших народов, но и для всего рода человеческого, в первую очередь в отстаивании традиционных нравственных ценностей, в защите семьи и брака, в сохранении морали, основанной на вечных Божественных заповедях.
А ведь хорошо известно, сколь настойчивые попытки предпринимаются сегодня, чтобы разрушить традиционные представления о семье и браке, поколебать уважение к родителям и их авторитету, оправдать и превратить в «право человека» убийство нерожденных детей.
Тысячи примеров говорят о том, как вовремя и после войны люди помогали друг другу, кормили голодных, согревали оставшихся без крова, помогали инвалидам, усыновляли детей-сирот — и это в тяжелейшее в экономическом смысле время!
К сожалению, и тогда аборты присутствовали в практике прерывания беременности, но все же люди не боялись рожать. Почему же в наши дни аборты, хоть число их и снижается, но все же остаются нормой для тех, кто не учитывает самое главное право — право на жизнь беззащитного маленького человека, вся вина которого состоит лишь в том, что он еще не дорос до того, чтобы быть услышанным?
Не перестанем говорить об особом внимании к воспитанию детей и молодежи. Передача памяти наследия Великой Победы и духовного опыта поколений невозможна без единомыслия и консолидированных усилий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Следует всемерно поощрять эффективные инструменты патриотического воспитания.
Безусловно, особое значение имеет преподавание православной культуры в государственных и муниципальных школах. В нашей Бузулукской епархии уже несколько лет подряд выбор ОПК в четвертых классах приближается к 90% семей, которые выбирают для своих детей изучение Основ православной культуры. При этом цифры — не главное. Важно, чтобы все родители и семьи имели возможность такого выбора и такого образования для своих детей.
Убежден, что мы должны также обращать особое внимание на работу со школьниками в Бузулукской епархии. Здесь необходимо продолжать усилия по организации системы попечения о детях и молодежи, по созданию благоприятной среды для их духовного просвещения. От того, каким будет результат воспитания молодых людей, сегодня во многом зависит благополучие и процветание родного Оренбуржья.
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего Отечества. Но стремление к Победе объединило народ, побудило вспомнить о Боге и православных духовных корнях. И милосердие Господне привело нас к победе в святые Пасхальные дни, когда торжествуется главная Победа — победа Христа над смертью.
Сегодня, когда предпринимаются попытки предать забвению страшные страницы истории Второй мировой войны и переписать историю, наша общая задача состоит в том, чтобы сохранить память и духовный опыт поколений и передать его грядущим поколениям.
Вспомним слова великого святого, практически нашего современника — преподобного Паисия Святогорца, говорившего о том, что: силы тьмы на самом деле бессильны — сами люди, удаляясь от Бога, дают им права над собой (Слова. Том III. Духовная борьба. М., 2009. С. 225). От наших с вами совместных трудов, от единства, от твердого стояния в вере Христовой во многом зависит то, в каком обществе и в каком мире мы будем жить.
Дай Бог, чтобы грядущие поколения стали достойными наследниками Победы, за которую наши предки заплатили невероятно высокую цену.
Милосердный Господь да благословит нас миром и благополучием и дарует всем нам крепость сил и Свою щедрую помощь в важном деле сохранения памяти о Великой Победе и передаче духовного опыта грядущим поколениям!
Благословение Божие да будет со всеми вами на данном образовательном форуме Бузулукской епархии».
Далее с приветственным словом к собравшимся обратились Николай Алексеевич Севрюков и Татьяна Валерьевна Фёдорова. Они подчеркнули важность и необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на примерах наших дедов и прадедов.
На Чтениях были заслушаны следующие доклады: протоиерей Максим Кокарев рассказал о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом, профессор Марина Ефименко выступила с докладом «Русская Православная Церковь и религиозная политика нацистской Германии», краевед Сергей Колычев рассказал о роли педагога в период СВО, а кандидат педагогических наук Анастасия Воронова – о новых шагах в социальном партнерстве Церкви, семьи и школы при воспитании подрастающего поколения.
После пленарного заседания состоялось награждение отличившихся педагогов.
Во внимание к усердным трудам в деле духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения и в связи с 50-летием со дня рождения, медалью Бузулукской епархии священномученика Константина Бугурусланского третьей степени награжден учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ имени М. И. Калинина» г. Бугуруслан Евгений Рудольфович Кривошеев.
Во внимание к усердным трудам в деле духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения архиерейскими грамотами награждены: преподаватель рукоделия воскресной школы во имя святителя Нектария Эгинского при храме Святой троицы г. Бугуруслан Галина Олеговна Кондакова, учитель церковнославянского языка ЧОУ «Иоанно-Богословской Православной основной общеобразовательной школы при Спасо-Преображенском Бузулукском мужском монастыре Анна Владимировна Зотова, преподаватель МБУДО «Курманаевской школы искусств имени заслуженной артистки России Ольги Капаевой» Ольга Викторовна Горбачева, преподаватели воскресной школы «Росток» при храме святителя Димитрия Ростовского села Северное Елена Александровна Дроботова и Татьяна Евгеньевна Михайлова, учитель физической культуры МОАУ СОШ №1 им. В. И. Басманова Елена Васильевна Чернышева, преподаватель вероучительных дисциплин воскресной школы «Горлица» при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслан Екатерина Ивановна Стуликова.
После праздничного обеда участники XVI региональных образовательных чтений продолжили работу в секциях: «Приходское просвещение детей», «Актуальные вопросы социального служения в Бузулукской епархии», «Патриотические идеалы современной молодежи», «Церковь и казачество: соработничество во благо Отечества», о работе каждой секции будет рассказано отдельно на наших информативных ресурсах.
Итогом работы XVII епархиальных образовательных чтений стало общее понимание необходимости консолидации усилий государственной власти, Церкви, общественных институтов, деятелей образования, науки и искусства для сохранения и утверждения исторической правды, усвоения духовных и нравственных уроков Великой Отечественной войны, воспитания у молодежи любви к своему Отечеству и благодарности победителям, до конца исполнивших заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина