Бузулук. 23 января 2019 года, когда Церковь воспоминает святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894), Преосвященный Алексий, епископ Бузулукский и Сорочинский, совершил Божественную литургию и молебен в храме Всех святых Бузулукского Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря. Его Преосвященству сослужили благочинный Бузулукского округа протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Бузыгин, протоиерей Александр Тарасов, иерей Александр Мишучков и диакон Сергий Шумилин. За богослужением молилась игумения Пантелеимона (Кривенкова) с сестрами. Пел хор под управлением монахини Гавриилы.
В слове к духовенству и прихожанам епископ Алексий подробно рассказал о жизни и деятельности святителя Феофана, Затворника Вышенского. Окончив духовную академию, он принял монашество с именем Феофан. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847 г. в составе Русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. На Востоке будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. В 1855 г. свт. Феофан в сане архимандрита преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище, заботится о повышении образования духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор и пишет литературно-богословские труды. Он отмечал: «Писать – это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Наиболее значительные труды его – «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня (по ст.ст.). При облачении перед положением во гроб на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 г. как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества.
Пресс-служба Бузулукской епархии