Вселенская родительская (мясопустная) суббота | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
19 февраля, 2023

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Бузулук. 18 февраля 2023 года во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне заупокойное вечернее богослужение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: ключарь храма архимандрит Ефрем (Матынцев), секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики храма иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

 После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с Родительской субботой, самой большой во всем церковном богослужебном кругу. Именно в сегодняшнюю Родительскую (мясопустную) субботу, как и равноценную Троицкую субботу, перед Святой Троицей, вся Вселенная поминает усопших. И мы сегодня собрались дабы воздать долг любви нашим почившим сродникам и всем почившим от века православным христианам.

Так установил Господь поминовение усопших. Еще с Ветхого Завета, когда Иуда Маккавей молился и приносил жертвы о почивших воинах. Как видите эта традиция многовековая. И мы сегодня исполняем этот завет Божий – молиться об упокоении.

Причина известна. Нет человека без греха, все мы согрешаем. Даже если человек кается часто и на смертном одре кается, все равно он обуреваем помыслами. Что-то не сделал, что должен и мог бы сделать – все это грех. Нет человека без греха. И с этим состоянием уходит в вечность. Как на одежде грязные пятна, так и эти грехи видны на душе почившего. Хочет человек избавиться от них, но определение Творца такое: В чем застану в том и сужу. Поэтому единственная возможность для почивших освободиться от грехов – это наша молитва, молитва Церкви земной за Церковь Небесную.

Господь есть любовь! Он принимает эту молитву, как если бы сами почившие молились бы за себя. И не только молитву, но и добрые дела также принимает, как если бы они сами сделали. Как нужны эти добрые дела, ибо сказано: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак 2:18). Нет дел и нет веры.

Мы делаем добрые дела близким нашим, храмам нашим ради почивших и Господь принимает это как бы они сами сделали. Как говорит Иоанн Златоуст: действительно есть возможность облегчить участь усопшего грешника, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя бы он сам был и недостоин, Бог услышит нас.Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни. Все это установил Дух Святой, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу, ибо видишь: тот получает пользу через тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, чтобы сделать другому доброе дело и стал для него виновником спасения, а он для тебя стал виновником милости. Не сомневайся, что это принесет благой плод.

Таково учение Церкви и есть множество примеров, что это действительно так. В творениях преподобного Иоанна Дамаскина есть такой поразительный случай.   У одного старца был послушник, живший в беспечности, когда он умер, то Господь после вознесенных старцем молитв показал ему отрока горящим в огне до шеи. Страшное состояние. Когда старец много скорбел и слезно молился Богу, то Господь показал ему отрока стоящим в огне по пояс. Затем, когда святой к трудам приложил еще новые труды, Бог в видении старцу явил отрока свободным и совершенно изъятым из огня. Отрок поклонился старцу и сказал, что молитвами Церкви был освобожден от этих страшных мук.

Вот как принимаются молитвы. Конечно, мы не достойны видеть все это, но мы имеем писания святых отцов, святоотеческий опыт. Таких случаев бесчисленное множество. Будем подкреплять свою веру, что наши сродники, за которых мы молимся, также получают облегчение. И они не остаются в долгу, они также молятся за нас. Молитва об упокоении приносит пользу не только почившим, но в первую очередь молящимся за них. Как равносильно целительный бальзам мы мажем на больного, то сами прикасаемся к нему в первую очередь.

Будем же молиться об упокоении наших сродников и всех почивших от века православных христиан. Это будет верным залогом тому, что, когда настанет время, а оно настанет непременно, когда мы сами также будем в вечности пред Творцом и Судией трепетать, стоять и ждать, как бы забытые и нераскаянные грехи изгладить из нашей жизни. И тогда придет помощь от земли – молитва Церковная. И тогда возрадуемся, и возвеселимся о милости Божией, о молитве Церкви земной.

Но чтобы это было с нами, сегодня на этой службе божественной усердно помолимся об упокоении всех почивших от века православных христианах. Тем более сейчас в непростое время, когда наши воины, исполняя завет о том, что, нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Зачастую без надлежащей подготовки они отдают свои юные жизни за нас, защищая Отечество наше. Помолимся о них и обо всех православных христианах. Да помянет Господь Бог их во Царствии Своем и нас помилует яко благ и человеколюбец. Аминь».

После Божественной литургии Владыка Алексий отслужил панихиду о всех почивших от века православных христианах.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина