Бузулук. 6 марта 2022 года, Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. На этот день со вторника, 23 февраля, перенесена полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской. Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий отслужил Божественную литургию и накануне – вечернее богослужение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, проиерей Виссарион Илларионов, иерей Анатолий Андреев и диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
На Литургии Владыка Алексий зачитал послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей, после чего обратился с проповедью к прихожанам: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры, сегодняшнее воскресение посвящается Адамову изгнанию из рая. Что же это за изгнание? Священное Писание дает нам такой ответ.
Господь сотворил человека для блаженства, сотворил богоподобное существо и вдохнул в него жизнь. Человек находился в раю и не знал зла, пользовался всеми благами, напрямую обращался к Богу и получал просимое. Но человеконенавистник диавол, подошел к первым людям, праматери Еве и лестью обманул людей.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И тогда Ева вкусила от этого плода.
Была всего одна заповедь дана человеку, чтобы он совершенствовался в этом добре, но, как видите, не устоял человек. Вкусив эти плоды, они действительно познали, что такое зло, что такое смерть телесная. Они увидели свою наготу и как говорит Евангелие, они облачились в кожаные ризы. То есть это состояние телесное, которое мы с вами имеем тогда появилось. Сотворен же человек с плотью одухотворенной, Спаситель, когда воскрес показал какая плоть была у сотворенного человека, как мысль. Мысленно мы можем пройти через затворенные двери, оказаться в любом месте, которое представим, так и человек в первозданной плоти мог. Вот такая была плоть, такой же она и будет после Страшного суда, после всеобщего Спасения. А сейчас человек облачен в кожаные ризы, страстность, смертность, уязвимость от зла, все это он сам вкусил. И был изгнан из рая!
Что значит «изгнан» и что значит «древо познания добра и зла»? Мы не можем сейчас этого вместить, нам как данность говорит об этом Священное Писание. Может быть это действительно вещественное древо или это как каждый человек сейчас знает, что такое добро и зло и знает человек как вкушать зло и добро. Своей свободной волей избирает человек или добро, или зло! Но мы точно знаем, что когда познал человек зло, то стало оно расти стремительно и наполнилась земля всякими мерзостями.
Уже сыновья Адама восстали друг на друга, и Каин убивает Авеля. И дальше человечество находилось в таком состоянии, что пришлось уничтожить его Всемирным потопом, спася только Ноя и его семейство. Так очистил Господь грех иначе он бы множился и множился. Так был очищен грех городов Содома и Гоморры. Вавилонская башня, когда люди решили добраться до самого Бога и построить высокую башню и смешал языки Господь, дабы искоренить это зло. Отсюда пошло множество языков, народностей и культуры. Оттого и бывают столкновения, непонимания, войны.
И только с пришествием в мир Христа Спасителя, Господь опять соединил всех людей Благодатью Своей. Спаситель поразил врага и даровал нам победу над злом. Но не отнимает Господь у нас никогда свободную волю. Мы сами избрали добро и зло и теперь этой свободной волей регулируем добро делать или зло.
И вот для этого Великий пост, чтобы было у нас время больше заниматься душою, заниматься самопознанием, посмотреть на себя и понять, к чему у нас склоняется свободная воля, к добру или злу. И если находим в себе это зло, то предстоящим Великим постом мы должны молитвою и воздержанием искоренить его из своей жизни. Ибо это зло не может наследовать Царство Божие. После Страшного Суда, когда придет Господь, чтобы вернуть человека в рай, если останется в душе нашей зло, то придется идти вместе с диаволом и его слугами в бездну.
Будем же Великим постом заниматься самопознанием: найти в себе все греховные движения и чувства и найти силы, средствами данными нам Господом, молитвами и постом искоренить из своей жизни это зло. Вот это цель предстоящего Великого поста. С чем сердечно вас всех поздравляю и желаю с помощью Божией предстоящий пост использовать для того, чтобы найти в нас все греховное, все злое и искоренить его из нашей христианской жизни. Аминь».
По завершении Божественной Литургии Владыка Алексий рассказал прихожанам о блаженной Матроне Московской, память обретения святых мощей которой воспоминается сегодня: «Мы, сегодня совершая память блаженной Матроне Московской с благодарностью ко Господу взираем на ее святую жизнь, она является избранницей Божией от чрева матери своей. Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Она, не имея глаз видела все и когда ей говорили «несчастная моя», она говорила, что она счастлива, ибо она облагодетельствована Богом и Господь открывает ей все.
Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
Когда Матрона пришла в совершеннолетний возраст Господь даровал ей еще больший крест, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. С тех пор она стала «сидячей». Я не избегала этого — такова была воля Божия.
В 40-летнем возрасте, промыслом Божием, она переезжает в Москву. В 1925 году, когда люди страдали, бедствовали от гонений, она укрепляла, утешала, назидала и предсказывала людям опасности. А сама жила без прописки, скиталась по квартирам. Некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так как жила без прописки. Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу. Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довести ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: Ну что, слепую забрал? А он отвечает: Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти.
Как-то в 1939-40-х годах Матрона сказала: Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит. А когда в начале 41-го года одна женщина ее спросила, идти ли ей в отпуск, матушка ответила: Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам.
Вот такую величайшую благодать имела при жизни святая блаженная Матрона Московская. И когда в 1952 году она преставилась, то пришло множества народу проводить ее, пришли монахи Троице-Сергиевой лавры.
2 мая 1952 года Матронушка отошла ко Господу. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны «Кто подал записку? — взволнованно спросил служащий иеромонах. — Что, она умерла?» Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону. Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили, и сказали, где будет отпевание. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище в Москве, чтобы «слышать службу», там находился один из немногих действующих московских храмов.
Блаженная предсказывала: После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу. Её могила стала местом неофициального паломничества. В 1998 году игумения Покровского монастыря Феования, духом святым была оповещена, чтобы обрести мощи святой блаженной Матроны. А 8 марта 1998 года мощи Матроны были перенесены и помещены в специальную гробницу (раку) в храме на территории Покровского монастыря.
И конечно святая блаженная Матрона Московская слышит наши молитвы и помогает всем нам. Святая блаженная матерь Матрона, старица Московская, моли Бога о нас грешных. Амин.»
По завершении богослужения Владыка Алексий напомнил, что сегодня на вечернем богослужении состояться чин прощения, и так как вечернее богослужение Владыка Алексий проведет в другом храме, в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора, то он испросил прощения и благословения у всех собравшихся прихожан Никольского кафедрального собора.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина