Вход Господень в Иерусалим | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
17 апреля, 2022

Вход Господень в Иерусалим

Бузулук. 17 апреля 2022 года, Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий отслужил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Аухимик, протоиерей Виссарион Илларионов и диакон Давид Ганиев.

Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), или цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербой. С освященными вербами в руках стоят верующие на службе, победы знамения носяще, что видно из текста самой молитвы на их освящение: О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился с проповедью к прихожанам: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!Осанна в вышних! – такими возгласами Иерусалим был полон в сегодняшний день. Все двенадцать колен были в Иерусалиме, они пришли на праздник Пасхи. Слышали люди великие чудеса и знамения, что творит Иисус из Назарета — исцеляет больных, воскрешает мертвых, возвращает зрение слепым и дарует зрение слепорожденным. И теперь услышав о том, что Иисус, воскресил Лазаря, четырехдневного мертвеца, сомнений не осталось ни у кого. Весь народ узнал в Нем Христа и Бога. Встречали Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, сие сотворившего Знамение воскрешения Четырехдневного Лазаря. Все желали увидеть Его, все хотели приложиться к Нему, постилали одежды по пути, держали пальмовые ветви как победителю смерти и восклицали Осанна! восклицали даже дети, не могущие еще говорить.    

Вот это высота, это Осанна всего человечества наполняла весь Иерусалим. Господь же шествовал смиренно, как и было предсказано на жеребенке и плакал. Люди недоумевали, апостолы спрашивали: в чем дело? Спаситель отвечал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Мф. 23: 37–38).

Действительно, придет через семьдесят лет император Тит и разрушит город, вокруг Иерусалима будут сотни крестов, таких же на котором распяли Спасителя. Господь все это видел, что люди восклицают Осанна! встречают Его, но не как Царя царей, Господа господствующих, они встречали Его как царя Израильского, царя их государства. Они радуются ожидая, что Он избавит их от рабства римского. Но Господь пришел не для того, чтобы избавить один народ, но все человечество и не только тех, кто жил при Нем, но и тех, кто жил до Него и тех, кто будет жить после Него до самого Страшного Суда. Поэтому Господь плакал, что Иерусалим не узнал своего Божественного посещения.

Мы сегодня участвуем в этом богослужении не только воспоминаем, но и как неоднократно говорилось Святой Церковью в песнопениях, стихирах, тропарях, мы участвуем: Воскресение Христово видевше, а не воспоминающе. И вот сегодня, мы также вместе со всеми ликуем, что Господь пришел и исполнил то, что было сказано прародителю нашему Адаму, когда он нарушил заповедь Божию и был изгнан из рая, что Семя жены сотрет главу змия. (Бытия, III) Пришел Господь и стер его главу на Кресте Своем и даровал нам спасение.

Мы теперь знаем Кто входит в Иерусалим, для чего входит Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Не только одного народа, но всего человечества и каждого из нас.

Вот эта радость да вселиться в наши сердца сегодня, как вчера на всенощном бдении с пальмовыми и вербными ветвями и свечами в руках прославляли Господа. И сегодня за Божественной Литургией возблагодарим Спасителя за дарованное нам спасение, не как неразумные жители Иерусалима, которые через три дня после Входа Господня в Иерусалим так же единогласно кричали: Распни, распни Его! (Лк. 23: 21).

Мы же с вами братья и сестры сегодня, и дальше на Страстной седмице последуем за Господом и также, как и сегодня не просто воспоминая, но участвуя в этих событиях сегодняшнего торжества и страшных страданиях Страстной седмицы будем шествовать за Господом. И тогда можем возрадоваться на Пасху повторяя те слова, что будем неоднократно слышать на Страстной седмице: Вчера сораспялись мы с Тобой Господи, сегодня же совоскресаем! А совоскреснуть с Господом на Пасху возможно только если сораспяться с Ним, если сострадать с Ним, если следовать за Ним по пути Его страданий.

Вот это сделаем братья и сестры, ведь пост не заканчивается, но начинается другой пост – Страстная седмица. Прославим Господа сегодня и будем также в течении всей Страстной седмицы прославляя Господа идти за Ним, чтобы действительно возрадоваться на Пасху Христову. А если всю жизнь будем вести себя так, следовать за Господом, исполняя Его заповеди, то настанет день, когда возрадуемся на Пасхе Вечной во Царствии Небесном, которое Господь уготовал для всех любящих Его. Аминь».  

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина