Верой, молитвой и постом побеждать искушения вражеские | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
14 апреля, 2024

Верой, молитвой и постом побеждать искушения вражеские

Бузулук. 14 апреля 2024 года в Неделю 4-ю Великого поста, память преподобного Иоанна Лествичника, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с четвертой Неделей Великого поста.

Сегодня воспоминается память преподобного Иоанна Лествичника, подвижника VII века. Игумены близлежащих монастырей попросили преподобного Иоанна, уже на склоне его лет, чтобы он оставил те назидания, которыми питает свою обитель. И он, приняв это как послушание Божие, написал книгу «Лествица».

Это книга показывает путь восхождения от земли на Небо по ступеням совершенств, причем все они связаны между собой причинно-следственной связью добродетелей. Бесценная книга, и в основном ценность ее заключается в том, что не академическими знаниями, но из своего собственного опыта преподобный Иоанн написал все эти назидания.

Поэтому необходимо пользоваться и руководствоваться в деле своего спасения этим бесценным творением. Не случайно Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну один из воскресных дней Великого поста, подчеркивая тем самым пользу и необходимость его бесценного творения.

А сегодняшнее Евангельское чтение тоже весьма назидательное. Мы слышим, как к Спасителю подошел отец со своим несчастным сыном, который с детства был одержим нечистым духом, и бес ввергал его и в огонь, и в воду. Сын находился уже при смерти, испуская пену в бессознательном состоянии. Отец обращался к апостолам, но они не смогли его исцелить. Тогда он обращается ко Господу с мольбой: «Помоги мне». И Господь задает ему один вопрос: «Веруешь ли, что я могу это сделать?», и он отвечает: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9:24).

Чтобы не солгать, потому что действительно он колебался в вере, но верил крепко, что перед ним Божественный Чудотворец. И тогда, по его искренней вере, Господь исцеляет отрока. Тогда апостолы спрашивают Спасителя: почему мы не могли изгнать его?И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

Как видите, какими средствами можно избавиться от нашествия духа нечистого – верой, молитвой и постом. Будем же руководствоваться этим назиданием. Верой, молитвой и постом будем побеждать искушения вражеские.

Слыша это повествование, страшно становится, как мучился этот отрок. Но ведь беснования бывают и другие. Не обязательно в таком состоянии человек испускает пену и извергает всякое зло. Бывают и другие беснования более тихие, слабые, которые бывают на первый взгляд и незаметными. Надо быть очень внимательными, чтобы не допустить духа злобы до души.

Святитель Иоанн Златоуст дает величайший урок как определить, нет ли этого духа злоба в нас и не связано ли наше болезненное строение с духом злобы поднебесной. Первый признак и первый симптом – это ложь, показывающий, что наши недуги, болезни и нестроения от диавола. Видите, как просто определить. Если человек лжет, то значит он уже принял духа нечистого, духа злобы. И остается только усилить этому духу свои действия, чтобы человек был в его власти. Вот эти слова Вселенского великого учителя, нам нужно помнить, если человек лжет, говорит неправду, пустословит, то это есть признак, что он впустил нечистого в свою душу.

Но ведь что страшно, если даже нет таких признаков болезни, человек только лжет и все, то в этом состоянии все равно парализуется все его сознание. Человек лишается уже самостоятельности. И поэтому все его дела и помышления уже связаны с духом злобы. Все они такие, как в другом месте говорит Священное Писание: один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:12).

Вот как опасно братья и сестры. Поэтому вооружимся против страсти лжи. И чтобы ни одного слова лживого не исходило от нас. Если солгали, то сразу нужно каяться, ибо всякое лживое слово от диавола: ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Будем же внимательны братья и сестры, если есть в нас лживые слова, лживые мысли, то это уже значит, что дьявол касается нашей души. И могут быть и такие последствия, как мы слышим сегодня в Евангелии, чтобы этого не было, вооружаемся напротив него верой, молитвой и постом.

Но не так просто распознать ложь лукавого, ибо он всегда смешивает его с добром. И люди невнимательные принимают эту ложь как добро. Если человек только от своего лица лжет, то вредит самому себе и близкому кругу людей. А если человек, которого слушает вся страна? Что тогда происходит? Вспомним XX век, революция, когда провозгласили ложь. Они знали, что это ложь, но обернута в обертку – свободы, равенства и братства и люди устремились за ними. А дальше что? Море крови. И погубили всю страну.

А сейчас что происходит? Эти цветные революции во многих странах, когда заокеанские проповедники также обманывают людей. Со стороны виден их обман, но люди идут за ними, также массами восстают против руководства своих стран и получаются так называемые цветные революции. Но начинается все со лжи, обвернутой в какие-то добрые и хорошие лозунги.

Вот поэтому Священное Писание говорит: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41). И чтобы определить вражескую ложь, надо всегда молиться.

 Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Иоанна Лествичника помоги нам верою, молитвою и постом сохраниться от всякого зла.  Аминь».

На богослужении были вознесены особые прошения и молитвы о святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора, а также специальная молитва о помощи и утешении всем пострадавшим от наводнений в Оренбургской области. 

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина