Бузулук. 7 марта 2022 года, Седмица 1-я Великого поста. Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий отслужил Великое повечерие с чтением Великого канона Андрея Критского в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: иерей Вадим Зотов, иерей Дионисий Горбунов, иерей Анатолий Марченков и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Натальи Задориной.
После чтения Великого канона Андрея Критского и великого повечерия Владыка Алексий обратился с проповедью к прихожанам: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарение Богу, что сподобил нас пройти первый день Великого поста. За этим дивным богослужением мы слышали чтение великого канона Андрея Критского.
За утренним богослужением мы говорили о Богом данных средствах ко спасению посте и молитве. Спрашивается, почему же у многих из нас эти средства бывают малоплодными или бесплотными. Углубим эти размышления, обратившись к творениям Святейшего Патриарха Кирилла, нашего Русского Златоуста, который приводит мысли святых отцов о видении своей греховности.
Святитель Василий Великий говорит: Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки. Преподобный Нил Синайский связывает познание человеком самого себя с познанием Бога, говоря: когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Преподобный Симеон Новый Богослов высказывается еще радикальнее: если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя. Это и понятно, ведь Сам Господь сказал, что: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: Невидение своих грехов – признак духовной болезни и проявление развращенной воли.
Невидение своих грехов является страшной проблемой, которая может отлучить от спасения, ибо сказано, никакая скверна не войдет в Царствие Божие, а если человек не видит своих грехов, то и скверна в нем остается. То, что же делать?
Святейший Патриарх Кирилл дает нам совет в какой момент легче всего начать исследование собственного внутреннего мира. Осуждение ближнего, говорит он, должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих собственных недостатков. И даже если мы не найдем в себе сил остановиться, искоренить свои выявленные недостатки, то по крайней мере пред Богом раскаемся в них.
Будем же помнить, как только придет помысл осуждения ближнего, то тут же обратимся к своей душе, а если чаще будем взирать на свою душу и меньше осуждать ближних, то и слова Спасителя будут применимы к нам: Не судите, да не судимы будете. И если мы будем подвязаться, не осуждая ближних, то с особым сердечным чувством сможем читать слова молитвы святого Ефрема Сирина: Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Спаси вас Господи, будьте внимательны и благословение Господне будет со всеми вами! Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина