Великий Пяток | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
22 апреля, 2022

Великий Пяток

Бузулук. 22 апреля 2022 года, Страстная седмица, в Великую пятницу, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий отслужил вечернее богослужение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: Иерей Дионисий Горбунов, иерей Анатолий Марченков, иерей Михаил Цапяк и иеродиакон Христофор (Ткаченко)

На вечерне, которую положено совершать днём, после полудня, в час смерти Спасителя, воспоминается снятие Тела Господа с Креста и Его погребение. Во время богослужения Великой Пятницы совершаются: Вечерня с выносом Плащаницы, малое повечерие с чтением канона на плач Божией Матери и Утреня Великой субботы с Чином погребения Плащаницы.

На богослужении Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы сейчас присутствуем на богослужении, в котором участвуем в снятии Спасителя нашего Господа Иисуса Христа со Креста. Именно эти события: страшные страсти, животворящий Крест, вольное погребение и трехдневное Воскресение, воспоминаем на этой седмице, именуемой Страстная седмица.

Читая вчера страстные Двенадцать Евангелий, мы участвовали в тех событиях, которые претерпел Господь нас ради человек и нашего ради спасения.

Действительно страшные страсти, и окружение Спасителя, и апостолы, особенно Матерь Божия терзалась душою, Она на Благовещение получила обетование, что это будет Сын Божий и Его Царствию не будет конца, и теперь, Она взирает своими пречистыми очами, как на Ее глазах Сына терзают, казнят и пригвождают ко Кресту. Конечно это прореченное Симеоном Богоприимцем: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лук.2:34,35)

И мы также, каждый в меру своей веры, как вчера на Великом Стоянии, так и сегодня во время Снятия со Креста, участвуем в этих событиях. Именно сейчас, когда Матерь Божия с ужасом взирает на последние слова Господа: Жажду!

Это слово святые отцы трактуют глубоко, конечно Он жаждал и вещественной воды, но в основном Он жаждал нашего спасения. Он дал заповедь: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6).

Спаситель так жаждал нашего спасения со Креста, перенося все страдания. Он молит Отца Небесного спасти всех, даже тех, кто распинает Его: Отче! прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23:32).

Если Господь так жаждет нашего спасения, то как мы должны жаждать своего спасения, хотя бы как мы жаждем в эти дни быть вместе с Господом?  Все, кто пропустил вчерашнее стояние, запишите себе и покайтесь в этом. Это ведь дерзкий вызов против Господа, когда человеку не до страданий Его, когда насущные дела важнее. Вот поэтому Господь и плакал, Он знал, что будут такие люди, которые не примут этих Страданий.

После этих слез Спасителя, после воплей: Жажду! Войны дали Ему на губке уксуса с желчью, это «питие» опалило жаждущие губы Его, и Он тогда произнес последнее: Совершилось.  Совершилось что? Совершилось наше спасение. И когда совершилось Спасение, душа Его была принята Отцом Небесным: Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, неописанный.

В то время как разлучилась душа с телом Спасителя: завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27:51). Эта завеса была как средостение между Богом и людьми, только в Иерусалимском храме люди могли молиться Богу.  Теперь Господь даровал нам, то, что на всяком месте и во всякое время можно из глубины души воззвать ко Господу и Он услышит. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоанна 4:24). Вот, что даровал нам Господь. И земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись. И многие телеса усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Предзнаменуя гудящее всеобщее и славное воскресение из мертвых.

И в этот момент проснулась совесть человеческая. Евангелие говорит, что присутствующие на распятии начали бить себя в грудь взывая: Воистину Он был Сын Божий (Мф.27:5). С плачем шли они домой и принесли всем весть о том, что казнили Сына Божия. Этот голос Божий доныне каждого из нас хранит от грехопадений.

После того, как Спаситель испустил Свой Дух, Матерь Божия попросила Иосифа Аримафейского, чтобы он пошел к Пилату и упросил его снять Пречистое Тело Спасителя со Креста. Пилат дал такое разрешение, и Иосиф вместе с Никодимом, тайным учеником Спасителя, сняли со Креста, и Матерь Божия приняла с плачем в Свои объятия Того, Которого носила еще Младенцем. Она обращается к Сыну: Где же Благовещение о том, что Царству Твоему не будет конца? Но Дух Божий вещает Ей в душе: не рыдай Меня Мати, так надлежит Мне войти в ад, так надлежит мне спасти все человечество.

Это Таинство снятия со Креста и положение во гроб мы сейчас и воспоминаем. Господи Иисусе Христе Сыне Божий молитвами пречистой Твоея Матери помилуй нас. Аминь».

После проповеди был прочитан канон «На плач Пресвятой Богородицы» и началась Утреня Великой субботы с Чином погребения. В завершении богослужения совершили крестный ход с Плащаницей вокруг храма.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина