Бузулук. 10 апреля 2023 года в Великий Понедельник Страстной седмицы епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и накануне вечернее богослужение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики храма архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
После Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, со Страстной седмицей. Каждый день Страстной седмицы посвящается определенному событию, которое было перед страданиями Спасителя. Понедельник посвящается святому праведному Иосифу Прекрасному, который является прообразом Спасителя и смоковнице засохшей. Об этих событиях читалось вчера вечером Евангелие, а сегодня за Литургией читалось Евангелие о Страшном Суде. Эти прообразы на Страстной седмице направлены на оздоровление нашей жизни.
Иосиф Прекрасный был младшим сыном патриарха Иакова, которого продали в рабство его братья так же, как Спаситель был продан его учеником. Находясь в рабстве, он был искушаем врагом человечества, но он победил все эти искушения, несмотря на то что был юным и прекрасный. За свое целомудрие он был заключен в темницу, ибо его искушала жена Потифара, царедворца фараона. Она оклеветала его, получив отказ на свои притязания.
Несколько лет томился Иосиф в темнице, и Господь был с Иосифом, и простер к нему милость (Быт. 39:21). Однажды фараону приснился сон, который никто не мог истолковать, тогда вспомнили про Иосифа и пригласили его. Иосиф объяснил сны, которые были фараону о том, что будет голод великий семь лет по всей стране, что фараон должен заготовить все необходимое к этому времени. Фараон так и сделал, и когда по всей округе начался голод, то здесь у них был запас на все семь лет.
Тогда же пришли братья к нему, но не узнали его, но Иосиф узнал их. Вот так и проявился в лице Иосифа прообраз Господа нашего Иисуса Христа, Который был продан Своим учеником, а потом спас весь род человеческий. Так и Иосиф спас своих братьев, своего отца и весь богоизбранный народ еврейский переместился к нему в Египет. 430 лет они находились там, и настолько умножились, что исходя с Египта их было до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12:37).
Когда мы читаем про эти прообразы, то нас призывают быть такими же стойкими в искушениях. Молодых искушают плотские страсти, средний возраст – тщеславие, пожилых – болезни. И мы должны во всех своих возрастах помнить о том, что нам нужно выстоять все эти испытания, искушения претерпеть, понести и принять, как крест, данный Господом Богом. И быть победителями.
Особенно в юном возрасте, если молодое поколение будет подражать Иосифу Прекрасному, то получит благодать Божию. А если нет, то тогда как все язычники будут прозябать в толпе. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь (Пс. 89:10).
Скажем теперь несколько слов о смоковнице. Смоковница символизирует всех нас. Господь, возвращаясья после Входа в Иерусалим, взалкал, и увидел дерево смоковницу. Смоковница – это инжир, питательный фрукт, которым можно наесться. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21:19).
Ученики удивились, что дерево засохло. Иисус дал им наставление, будьте внимательны, ибо тоже будет со всеми не имеющими добродетельных плодов. Так и стало с иудейским богоборным обществом, так бывает со всеми государствами богоборными. Вот это, по тому глаголу, что, если не будет исполнения заповедей Божиих, так же будет с каждым человеком и обществом. Вот этот образ с засохшей смоковницей да устрашит нас и смягчит наши жестокие сердца, чтобы внимательнее относиться к своей жизни.
А за Литургией Преждеосвященных Даров сегодня читалось Евангелие о Страшном Суде. Страшные слова, многое, о чем там пишется, уже исполнилось. Господь говорит, что прежде Страшного Суда будут знамения. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: восстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местам; все же это — начало болезней (Мф. 24:6-8).
Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф. 24:9-11). И дальше предупреждает нас. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте (Мф. 24:23). Сын Человеческий придет не так как они говорят, Он придет как молния. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27). Явится Сын Человеческий во славе своей, со своими ангелами. И явится на небе знамение в виде Креста Христова. Вот так Он придет.
Первое Его пришествие было смиренное, а второе будет во славе. Будем же внимательны. Доживем мы до этого, или нет, один Господь знает, ибо Он сказал: о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24:36). Господь видит людей, и если веруют, то Он за веру прибавит век. А как прибавляет Господь? Один день для Него, как тысяча лет и тысяча лет, как один день.
Поэтому не будем страшиться этих войн и слухов о войнах, но помнить, что это знамения Второго и славного пришествия, и быть всегда готовыми предстать перед Господом Богом. Особенно сейчас в Страстную седмицу нужно провести время в молитве, домашние дела отложить, утром и вечером приходить на богослужения. Богослужения Страстной седмицы отличаются тем, что читается Священное Писание от начала до конца. Ведь если услышать все Евангелие за неделю, так это такая богатая духовная пища! Вот какой пищей питался Серафим Саровский, который за неделю прочитывал все Священное Писание.
Будем благодарить Господа Бога за те дни, которые Он дал, за Великий пост, который мы прошли, за Страстную седмицу, которую мы начали, да дарует Господь силы, чтобы приходить утром и вечером. Богослужения Страстной седмицы, это и чтение, и пение, умилительные тропари: се, Жених грядет в полунощи и Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный. Приходите на богослужения, все оставьте и следуйте за Господом.
В Великий четверг будем причащаться всем храмом, потом Великое стояние с чтением 12 страстных Евангелий, вынос плащаницы в Великую пятницу и крестный ход на погребение Господне, в Великую субботу Божественная литургия и далее Пасха Христова со Светлой седмицей. Великий пост и Страстная седмица – это десятина всего года, которая дает нам силы для всего предстоящего года. В чем да поможет нам Господь Бог. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина