Бузулук. 13 мая 2022 года, в пятницу седмицы 3-й по Пасхе, память апостола Иакова Зеведеева (44); свт. Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1867), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: иерей Дионисий Горбунов, иерей Михаил Цапяк, иерей Вадим Зотов и диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Натальи Задориной.
После Литургии и молебна в честь ныне прославляемых святых Владыка Алексий обратился с проповедью к прихожанам: «Христос Воскресе! Сегодня Святая Церковь прославляет память двух святых, которые особенно важны для нашего спасения, это апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, именно их, сыновей Зеведеевых Иакова, Иоанна и апостола Петра Господь брал с собой на особенные таинства: на гору Фавор, на воскрешение дочери Иаира и в Гефсиманский сад. Он брал их с Собой как особо ревностных и духоносных.
Апостол Иаков проповедовал в Испании, а когда в 44 году он приехал в Иерусалим, то нечестивый император Нерон приказал казнить его. Огненные речи апостола были настолько действенные, что убоялись палачи Спасителя, что весь народ уверует во Христа. Ибо даже представленные философы, которые должны были убедить апостола Иакова, послушав речи его, обратились в веру христианскую. Это была первая кровь после архидиакона Стефана, которая пролилась. Нерон тут же приказал усечь мечом апостола и и уверовавших философов. Вот насколько дерзновенным был апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова. Всегда нужно обращаться к нему за укреплением веры и помощью.
Такой же ревностью отличался и святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, он был избран Господом с младенчества, еще с утробы матери. Родился Игнатий в 1807 году и в 1867 году преставился. Он был очень одаренным, как говорит Евангелие, получившим 10 талантов. С легкостью и блеском обучался он в светских учебных заведениях, его отец был приближенным ко двору императора Павла и пророчилась юноше «вертикальная» карьера. Нужно понимать, что положение Церкви в XIX веке было особое. Петром I в XVIII веке было упразднено Патриаршество и вот та секуляризация жизни, то есть разделение духовной и светской жизни сказывалось во всем. И пришла к своему апогею в XIX веке.
Картина была такая, что светская элита, по образцу, западному принесенному Петром I, считали себя высшим сословием, отличным от других и относились пренебрежительно к остальным сословиям и даже к духовенству. И когда митрополит Платон (Левшин) говорил, что Церковь учащая и Церковь – обучаемая, то они не признавали это, они считали себя умнее всех. Они стали устраивать философское вечера, на которых «говорили о не сказуемом». То есть они хотели своим умом понять все то, чему учит Святая Церковь, а не верой.
И вот в этой среде появился святитель Игнатий, который через чтение святоотеческой литературы понял, что только через смирение возвышается человек. Он не только показал это на личном примере, но и изложил в своих трудах на примере святоотеческого опыта. Святитель Игнатий, как добрая пчела, собирающая по крупицам нектар, собрал весь святоотеческий опыт и изложил его в семи томах своих творений.
Некоторые считали, что святых отцов необходимо рассматривать через призму Священного Писания, но он провозгласил, что Священное Писание нужно смотреть через призму святоотеческого учения. Потому что Священное Писание написано Духом Святым и его распознавать может только человек духовный, который действительно живет духовно – это святые отцы. Они прошли свою жизнь и оставили нам свои творения, и мы в свете святоотеческих творений должны понимать Священное Писание. Вот видите какие глубокие мысли!
Я прошу вас братья и сестры, читайте святоотеческие творения, читайте труды святителя Игнатия Брянчанинова и обучайтесь опыту святых Отцов. Изложенные там положения и требования применимы к каждому человеку, ведь все мы ищем спасения. Поэтому читайте братья и сестры святых отцов, и там каждый человек найдет как нужно жить, чтобы спастись. Аминь».
В этот день в храме присутствовали Дмитрий и Виктория, решившие узаконить свой союз перед Богом. Перед Таинством Венчания Владыка Алексий дал архипастырское наставление молодым в котором призвал не терять то благословение Божие, которое они получат при венчании. Ведь многие после Таинства Крещения, после Таинства Венчания попадаются на сладкие речи искусителя, отстраняются от Церкви, а потом и вовсе перестают исполнять Заповеди Божии и пропадает человек. Сам Господь говорит: Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). Как ветка, отломанная от ствола, засыхает, так и человек без Бога пропадает. Приходите в храм дабы не потерять веру и будьте верными даже в мыслях друг другу, ведь с мысли начинается грех. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). Храните друг друга и будьте верными детьми Святой Церкви, храни вас Бог.
После архипастырского наставления Владыка Алексий совершил Таинство Венчания, по окончании которого диакон Давид Ганиев провозгласил «Многая лета!».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина