Бузулук. 2 июня 2024 года в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с пятым воскресеньем после Пасхи Христовой.
Сегодня Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение о беседе Спасителя с самарянкой. Случилось это так. Когда Господь шел со Своими учениками из Иудеи в Галилею, то путь этот следовал через Самарию. Самаряне – это тоже племя иудейское, но они не общались между собой. Были разные причины, и это разделение проникло даже в богослужебную жизнь, Самаряне совершали богослужения на горе Гаризим, а Иудеи в храме Иерусалимском.
И вот когда ученики пошли за пищей в селение, Господь остановился около источника Иаковлева. Приходит самарянка за водой, и Господь говорит ей: Дай мне пить (Ин. 4:7). Она обратила внимание: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9). Тогда Господь говорит: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4:10). Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
И вот так она вступила в беседу со Спасителем и стала просить Господа, дай мне этой воды. Мы с большим трудом приходим за водой, а если ты дашь этой воды, от которой не будем больше жаждать, я бы желала этой воды. И тогда Господь говорит: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа (Ин. 4:16-17).
Спаситель тогда открыл свой пророческий дар и говорит: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4:18). Она и пришла в ужас. Тайные дела, которые Он не мог знать, Он все сказал ей. И пришли к этому времени ученики.
Самарянка спрашивает у Господа: Господи! вижу, что Ты пророк.Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин. 4:20), в каком месте молиться Богу? Здесь на горе Гаризим или в Иерусалиме, где принимает Господь молитву? Тогда Господь говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4:21). Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23-24).
Это крылатое выражение вы неоднократно слышите на проповедях или читаете в Священном Писании, остается только понять и разуметь, что значат эти слова. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Самарянка, когда услышала эти слова, оставила водонос и побежала в селение, где говорит людям, что видимо я обрела Мессию, потому что Он сказал пророчески всю мою жизнь, и о Духе и Истине вещает. Люди пришли во множестве и стали просить Спасителя побыть у них. И тогда Он действительно согласился и был в Самарии два дня. И многие уверовали в Господа. А самарянке говорят: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4:42).
Вот такие таинственные дела открывает нам сегодняшнее Священное Писание. Так нам следует понять все-таки, что значит поклоняться Богу в духе и истине? А это значит, что как первая заповедь поучает любить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всем существом своим, всем разумением. Вот так надо обращаться к Богу на молитве от всего сердца, от всего нашего духа.
А что значит в истине? Это значит то, что истина в храме Божием, в Церкви Божией, которая как столп утверждения истины. И мы должны всегда быть верными чадами Церкви Божией, исполняя заповеди Божии, исполняя установления церковные, вот тогда и будет поклонение Богу в духе и истине. А если, как говорит святитель Киприан Карфагенский, человек отойдет от Церкви Божией, то даже если жизнь свою положит за свое заблуждение, за свое учение, то и это не спасет его. Даже пролитая кровь не спасет человека, если он не в истине. Вот поэтому эти слова сегодняшние поклоняться Богу в духе и истине надо не только слышать, но и исполнять в жизни, быть членом Церкви, основанной Самим Господом.
Таких поклонников Богу мы видим в лице прославляемых святых, как сегодня почитаем память обретения святых мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Святитель Алексий воспитал святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который еще в юности остался без отца, но семья была такая религиозная, находящаяся действительно в истине, что после смерти отца этот отрок стал приходить к святителю Алексию в Елоховский собор и там он воспитывался как приемный сын. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской и его благочестивая супруга Евдокия, в монашестве Ефросиния, под руководством святителя Алексия стали благодатными людьми, через которых Господь явил милость избавления всей Святой Руси от Татаро-Монгольского ига.
Святителю отче Алексие, моли Бога о нас! Христос Воскресе!»
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина