Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
4 февраля, 2024

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Бузулук. 4 февраля 2024 года в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев) и иерей Вадим Зотов. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, в Священном Писании, мы слышим об исцелении Спасителем слепого человека.
Евангелие говорит, когда Господь приближался к городу Иерихону, то там был слепой человек, который сидел при дороге и просил милостыню. Этот человек услышал, что идет множество людей. Он спросил, что это значит? Ему ответили, что идет Иисус из Назарета. Человек уже слышал, что Он исцеляет и слепых, и больных, и хромых. Тогда он закричал: Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня (Лк. 18:38).

Однако, блюстители порядка стали запрещать слепому кричать. Но он еще громче кричал: Сыне Давидов! помилуй меня (Лк. 18:39). Господь услышал эти крики и приказал привести слепого к Себе. Когда же его привели, то Спаситель спросил: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть (Лк. 18:41). И, одним всемогущим словом Своим, Господь исцеляет его: прозри: вера твоя спасе тя (Лк. 18:42).

Слепой тут же стал видеть, и не только телесными, но и душевными очами. Он увидел пред собою Спасителя и как апостолы уже следовал за Господом всю оставшуюся жизнь.

Чему же нас учит это повествование Евангелия? А учит очень многому. На примере этого слепого человека учит нас Святая Церковь тому, чтобы и мы просили помощи у Господа здравия своим духовным очам.

Множество грехов делает каждый из нас, ибо нет человека без греха. Но многие не замечают своих грехов. Что-то согрешили, и тут же вкладывает враг рода человеческого в сердце мысли, что «это из-за кого-то я согрешил, если бы не было обстоятельств, то и не было бы грехов». Даже на исповеди бывает так, что человек кого-то обвиняет в своих грехах. Но это же не покаяние, это слепота духовная. Человек не видит своих грехов, но даже на исповеди осуждает других. А ведь необходимо сказать, что по немощи своей греховной сделал то-то и то-то.

Вот об этой слепоте духовной необходимо позаботиться, братья и сестры. А почему позаботиться? Почему враг рода человеческого, весь ад старается, чтобы эта слепота духовная была у нас, чтобы мы не видели своих согрешений? А потому, что Сам Господь изрек своими Пречистыми устами, что: в злохудожную душу, не войдет премудрость Божия и не обитает в теле повинном греху (Прем. 1:4). Вот и старается враг, чтобы мы не видели своих грехов, согрешали и оставались без благодати.

А посмотрите сколько людей вокруг, которые совершенно не ходят в храм Божий, совершенно не видят грехов своих. А почему они не ходят? А по причине слепоты духовной! Они не видят своих грехов. Если им говорят, что необходимо ходить в церковь, каяться в своих грехах, то они тут же прервут разговор сказав, что: «Какие грехи?

О чем вы говорите? Я никого не убил, не ограбил. Я хороший человек и каяться мне не в чем».
Вот какая слепота. И сколько таких? Большинство! Вот так, братья и сестры. Поэтому сегодняшнее Евангелие очень ценное и важное для нашего спасения. Будем же видеть свои согрешения: зависть, осуждение, злобу, раздражение, ненависть, нечистоту плотскую и тому подобные грехи.

Будем же просить новомучеников исповедников Церкви Русской, память которых сегодня совершается, чтобы Господь исцелил нашу духовную слепоту. Все мы больны слепотой духовной. А особенно те, кто вообще не знает Церкви Божией, которые совершенно не приходят в храм Божий и не исповедаются в грехах своих. И только если коснется их благодать Божия, также как того слепого человека, тогда они увидят свои согрешения и придут с покаянием, с таким же воплем, как Евангельский слепой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь».

Говоря о ныне прославляемых новомучениках и исповедниках Церкви Русской Владыка Алексий, напомнил, что решение об этом было принято в 1991 году на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов, когда были первые мученики. Одним из первых был казнен священномученик Владимир около Киево-Печерской Лавры. О других также стали приходить сведения в Собор, что гонители подняли руку на верующих людей. Тогда святейший и святой Патриарх Тихон вместе со всеми членами Собора решили совершать поминовение всех безвинно убиенных.

А в 1992 году было принято решение совершать молебен тем, кто канонизирован, ведь среди этого множества пострадавших есть канонизированные, а есть и неканонизированные.

В 2013 году Архиерейский собор постановил, что:

  1. Памятью Новомучеников и Исповедников Церкви Русской является 7 февраля (25 января ст.ст.), если это воскресный день.
  2. В случае, когда день будний и приходится с понедельника по среду, празднование совершается в предшествующее 7 февраля воскресенье.
  3. Если же дата выпадет с четверга по субботу – памятью святых будет следующий за 7 февраля воскресный день.

После Литургии Владыка Алексий отслужил литию об упокоении всех безвинно пострадавших в годину гонений за веру Христову, а также молебен Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина