Епископ Павел (Гальковский), происходил из духовного сословия и родился 1 сентября 1864 года в Витебской губернии. По окончании Витебской духовной семинарии женился. Родилась дочь. Очевидно, после смерти супруги принял монашеский постриг и практически сразу же был рукоположен в иеромонаха. Исследователями приводятся разные данные о том, когда это произошло, но, вероятнее всего, на рубеже веков, в 1898 году. Затем он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Петровского монастыря.
В 1914-1918 гг. о. Павел служил настоятелем Покровского кафедрального собора в г. Витебске, занимая высокое положение в епархии. Одновременно с этим он принял активное участие в патриотическом движении, занимая пост председателя губернского отдела «Союза Русского народа». Как известно, новые власти с особым пристрастием расправились с участниками «Союза». Архимандрит Павел был арестован и заключен сначала в Витебскую тюрьму, а потом переведен в Москву, в печально знаменитые «Бутырки». Из-за произошедшего неудавшегося покушения на В.И.Ленина, о. Павла в числе многих объявили заложником, но вскоре отпустили. Он служил духовником на Афонском подворье, а летом 1921 года, после хиротонии, прибыл в Самарскую епархию. Вероятно, в то время ему мало приходилось бывать в Бузулуке, так как он был единственным архиереем на всю обширную губернию (с 1851 по 1934 годы Бузулук входил в состав Самарской губернии).
Епископ Павел начал активную деятельность по борьбе с голодом. Под его председательством действовал Епархиальный комитет помощи голодающим. Комитет выпустил воззвание к 62 епархиям, расположенным в урожайных губерниях, и в короткий срок было собрано примерно 20 миллионов рублей! Последствия такой активности не преминули сказаться. Бузулукского епископа арестовали, а на собранные средства был наложен арест. Владыка Павел провел под стражей две недели, однако состава преступления, как ни старались, в его действиях не могли обнаружить. Пришлось выпустить…
На глазах архиерея разворачивалась грандиозная по своему масштабу трагическая картина того времени: смерть сотен тысяч людей, живших в его епархии; страдания миллионов; бандитизм; пожары; компания по изъятию церковных ценностей. Как можно было выдержать такое, известно одному Богу. Нам сложно судить об этом. Надо сказать, что все ценности, изъятые в Самарской губернии, были отправлены в Москву. Ни одного грамма золота не было позволено истратить на покупку хлеба.
Ко всем напастям, обрушившимся на наш край, прибавилась еще одна… Обновленчество. При содействии властей внутри Церкви для ее раскола было инспирировано реформаторское движение. Вся мощь государственного аппарата была направлена на то, чтобы, с одной стороны, максимально поддержать обновленцев, а с другой – нанести максимальный ущерб канонической Церкви. В последнем случае в ход шли аресты, расстрелы, изъятие храмов и т.д. Более того, в течение пяти лет вплоть до 1927 года обновленчество было единственной официально признаваемой советским руководством церковной организацией. Некоторое время даже иные поместные церкви признавали раскольников. В Бузулуке обновленцы захватили Троицкий собор (разрушен в 1930-е годы) и Петропавловский храм (разрушен в 1960-е годы). В городе действовали и обновленческие «епископы». Во всей России ситуация была очень напряженной.
Большую роль в деле сохранения Церкви сыграли канонические архиереи, священники и монашество, возглавляемые в то время Патриархом Тихоном (Белавиным, †1925). По скудным данным, которые имеются в распоряжении историков, о борьбе против обновленчества известно, что епископ Павел стал преградой на пути «реформаторов». Кроме того, по причине своей доступности и благодаря заботливому отношению к людям, был любим народом. Где жил первый викарный архиерей во времена своего пребывания в Бузулуке, неизвестно. Кругом же его общения были православные верующие викариатства. Службы, возможно, проводились в Никольском соборе, находившемся там, где сегодня располагается Никольский (бывший Пионерский) садик, в монастырских и сельских храмах. Православный епископ показал высокий пример верности Церкви, и это послужило духовно-нравственным ориентиром для многих людей.
Власти приложили все усилия для того, чтобы отстранить епископа Павла от управления Бузулукским викариатством и выслать его в другие губернии. 15 сентября 1923 он был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В марте 1924 г. отправлен в ссылку в Среднюю Азию (в г. Красноводск), где находился 3 года – до 1927 г., а после еще некоторое время в ссылке в Казани. Церковь добилась освобождения епископа Павла. Его возвели в сан архиепископа (в 1930 году), а потом в сан митрополита (в 1935 году), когда он уже возглавлял Ивано-Вознесенскую епархию. Высокое положение в церковной иерархии не уберегло его от новых репрессий. Первого бузулукского епископа снова арестовали в 1933 году, а потом уже 3 марта 1936 года.
Митрополиту Павлу органами Иваново-Вознесенского НКВД было предъявлено обвинение в том, что он, «будучи Ивановским митрополитом, возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников г. Шуи, деятельность которой выражалась в устройстве антисоветских сборищ, хранении и распространении книги „Протоколы сионских мудрецов“, создании домашних нелегальных церквей, насаждении тайного монашества». Обвинялся митрополит Павел и в том, что «выступал против стахановского движения, в широких размерах распространял провокационно-клеветнические слухи об отсутствии в СССР свободы вероисповедания, в церковных проповедях допускал резкие выпады против советской власти и „инсценировал“ во время богослужений раскаяния попов-обновленцев, поддерживал связь с ссылкой и оказывал ей материальную помощь». В деле содержался и еще целый ряд подобных обвинений. Например, митрополиту Павлу вменялось в вину и то, что в 1934-1935 гг. он не побоялся принять на службу в Ивановскую епархию приблизительно 10 человек духовенства, вернувшихся из ссылки.
Митрополиту пришлось вновь отправиться в ссылку, где в 1937 году он был арестован в очередной раз и приговорен к смертной казни. Расстреляли его 28 декабря 1937 года. Таков жизненный путь первого Бузулукского епископа, немалая часть жизни которого пришлась на время тяжелых потрясений и испытаний, и он достойно прошел их вместе со своей паствой. Информация о Бузулукских викарных епископах размещена в разделе «История».
Сергей Колычев