Бузулук. 30 октября 2022 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, память прор. Осии (820 г. до Р. Х.), прмч. Андрея Критского (767), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Аухимик, архимандрит Ефрем (Матынцев) и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы сегодня слышим Евангельскую притчу о сеятеле, который вышел сеять и семя падает в придорожье, падает на каменистую почву, падает в сорняки, в тернии, падает и на благоприятную почву (см. Лук.8:5-8)!
Эту притчу разъяснил Сам Господь сказав, что: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лук.8:11-15)!
Семя – это слово Божие, которое остается неизменным, ибо: Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр 13:8). Святейший Патриарх Кирилл, рассуждая на эту тему говорит, что Слово Божие всегда несет в себе огромную силу, но эта сила не может быть воспринята человеком без его участия. В притче раскрывается удивительная тайна соотношения Божественного и человеческого, Божиего промысла и человеческой свободы. Вот почему наше внимание должно сосредоточиться не на семени, а на почве. Почва, это мы с вами, каждый человек. И мы должны определить, к какой почве относится наше сердце, наша душа. И здесь требуется целожизненный подвиг. Потому что действительно однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Ежедневно и ежечасно мы согрешаем и в течения дня бываем то одной почвой, то другой, то третей и редко четвертой плодородной.
Семя, упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лук.8:12), это такой род людей, которые бывают рассеянными и беспечными, подобными пыльной дороге. И Сам Господь говорит, что диавол приходит и обкрадывает таких людей и тут же они остаются без плода. Это всех нас касается, особенно молодежи, которых приводили родители в храм Божий, причащали еще с пеленок и пока они младенчествовали занимались с ними. Но затем диавол через соблазны, искушения, разжигание плоти, провоцирование самых низменных инстинктов человеческой природы вырывает это слово из сердец молодых людей, оставляя их без ожидаемого духовного плода. Поэтому придя в совершенный возраст они не помнят о том, чему учили их родители, о том, что они были в воскресной школе и сами читали духовную литературу.
И не только дети, но и мы взрослые через свое невнимание и нерадение допускаем врагу рода человеческого обкрадывать нас. В буквальном смысле слова в храме Божием слышим Евангелие и тут же забываем, о чем вещало Священное Писание, обокрал уже враг, опустошил душу, украл семя Божие.
Что касается второй почвы – каменистой это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лук.8:13). То есть человек слышит Слово Божие и с радостью принимает его, но когда случаются гонения, притеснения Церкви, какая-то опасность за веру, то тут же забывает о своей вере. Это и есть бесчувственное и каменное сердце.
Ну и тернистая почва, указывает на многих из нас. Само Евангелие говорит, что таковые заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лук.8:14). Только семя, упавшее на добрую землю, символизирует тех, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лук.8:15).
Поэтому слыша сегодняшнее Евангелие будем же всегда бдительны и внимательны ко своему спасению. Святые отцы единогласно говорят, что молитва и жизнь церковная – это в первую очередь внимание. Будем внимать своей жизни, своей душе и чаще задавать себе вопрос: «К какой почве относится наша душа?» Если найдем уклонение от Истины, то будем просить усердно, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас грешных. Аминь».
После Божественной литургии, согласно Циркулярному письму, Владыка Алексий отслужил панихиду о всех православных христианах, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших. Ежегодно с 2016 года это заупокойное богослужение совершается 30 октября, по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на территории всей России.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина