Бузулук. 7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, память мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355), прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII-XIV), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий возглавил Божественную литургию и накануне – всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоирей Сергий Корчагин, протоиерей Виссарион Илларионов, иерей Анатолий Андреев, диаконы Давид Ганиев и Дионисий Горбунов.
На Литургии архиерей обратился к прихожанам: «Приветствую вас, отцы, братья и сестры, сегодня мы слышим притчу о богаче и Лазаре. Слыша их, мы задаемся вопросом, имеют ли они отношение к нам? Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: „Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей“.
Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная. Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, „одевался в порфиру и виссон“. Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием. А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.
Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих, так как само по себе оно даруется Самим Богом. Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, „бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек“.
И вот оба эти человека умирают. Любопытно, что в притче по-разному описывается смерть этих двух людей. Лазарь был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, а богач „просто умер, и похоронили его“. Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече богача и Лазаря в загробном мире. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: „Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят“.
Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя, когда время выйдет, и что-то изменить уже будет невозможно. Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: „Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь“.
Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материи, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира, доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.
Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: „Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани“.
А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. „Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева“.
Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.
Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.
Вот так, братья и сестры, нам нужно принимать все, что посылает нам Господь: и хорошее, и испытания; трудно, конечно, это понять, н уяснить. Но в этом есть спасение! Меньше грешить и больше делать хороших дел, больше молиться и очищаться. А уж, что даст Господь, терпеть, назидаться и спасаться. Вот что несет нам сегодняшняя притча. Казалось бы, не имеет она к нам отношение, а на самом деле сколько поучительного в ней. И так всё Священное Писание нужно читать, перечитывать и накладывать его на свою душу. Спаси вас Господи! Аминь».
По окончании Литургии епископ Алексий поздравил иерея Анатолия Андреева с пятидесятилетием, а диакон возвестил «многая лета».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина