Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
3 июня, 2024

Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери

Бузулук. 3 июня 2024 года в день празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне вечернее богослужение с акафистом Воскресению Христову в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с праздником в честь Владимирской иконы Божьей Матери и памятью святых равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены.

Праздник Владимирской иконы Божьей Матери особый. Три раза празднуется эта икона в течение всего года в ознаменование той милости Божией, явленной Святой Руси через Матерь Божию. Когда святой благоверный князь Димитрий Донской, в 1380 году, победил на Куликовом поле, то Святая Русь получила свободу, получила некое отдохновение от той дани, от той зависимости от Золотой Орды. Но окаянные кочевые племена, татаро-монгольского ига, потомки Чингисхана не успокаивались еще в течение 140 лет. И вот здесь как раз Святая Церковь воздает должный долг любви и благодарения Матери Божией.

 Когда после Куликова поля, через 15 лет, в 1395 году, татары объединились, и, как и в следующие два раза, они уже пошли на Москву не просто, чтобы пленить, а чтобы стереть с лица земли не только все города и веси, которые были на пути, но и саму Москву. Вот какая опасность была. К этому времени, в 1392 году, преставился Сергий Радонежский, печальник земли Русской, который благословил битву на Куликовом поле. В 1389 году, через 9 лет после Куликова поля, преставился и сам Димитрий Донской, который так и не оправился после ранений, ибо его с поля боя унесли еле живого. И вот он девять лет после этого прожил, но уже не был здрав. И льстивые татары, услышали об этом, что ни Димитрия Донского, ни Сергия Радонежского нет, и можно теперь уже с легкостью захватить Русь Святую. Так и захватили бы, если бы уповали только на силу оружия, на свою силу.

Но ведь Русь Святая является домом Матери Божией. И тогда сын Димитрия Донского великий князь Василий и митрополит Московский Варлаам возложили все упования на Матерь Божию, возложили пост на всех и стали молиться. И явилось чудо. И тогда, через 15 лет, и через 100 лет, и через 140 лет в 1521 году, когда объединились уже не Золотая Орда, а татарские ханства –казанские, крымские и ногайские. Они объединились и двинулись с такими же намерениями, как и их предки.

И вот тогда перед иконой Владимирской взмолилась Святая Руси, как и прежде: помоги, избави нас от этой напасти. Явилось такое знамение. Татары увидели бесчисленное хорошо вооруженное воинство, которое спускается с неба прямо на них. Тогда Махмет-Гирей спрашивает своих советников, чтобы это значило. И они сказали, вспомни окаянный сколько раз Русь Святую охраняла заступница Усердная рода христианского Матерь Божия. И сейчас это небесное воинство не оставит ни следа, ни пятна от нас. И тогда оставляют они все награбленное и бегут. Без боя оставляют пределы Москвы.

В это же время для нас было такое видение. Святой блаженный Василий Московский, Христа ради юродивый и еще одна монахиня слепая, такой же силы духовной, видели одно и то же чудо. С Московского Кремля святители московские выносят Владимирскую икону. Уже дошли до Спасских врат, но пред ними пали преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Тогда святители вместе с ними на коленях обратились к несомой ими Владимирской иконе, и слезно все стали молиться. И слышит блаженный Василий и эта монахиня голос: Молитвами святых русских Суд Божий об Отечестве преложен на милость.

 Святители вернулись с иконой обратного в Кремль. Эти видения, с одной стороны для врагов, с другой стороны для нас, во все времена показывают силу заступничества Матери Божией. И вот так без боя, без крови избавилась Святая Русь от этой напасти. И после этого уже все, больше не было такого нападения потомков Чингисхана, татаро-монгольского ига. И дай Бог, чтобы никогда и не было таких нашествий.

И сегодня еще прославляется святой равноапостольный царь Константин и его благочестивая мать царица Елена. Жили они на заре христианства. Константин родился в 272 году и преставился в 337 году, на тридцать втором году своего царствования, имея шестьдесят пять лет от рождения. Он был сын Констанция Хлора, одного из соправителей Западной части Римской империи. Римская империя была разделена на две части – Западная и Восточная. После преставления отца Константин был поставлен на его место. Но Константин, своей матерью Еленой, был уже воспитан в православии. Он желал низвергнуть язычество, но остальные соправители, и в Западной, и в Восточной части, Максимилиан, Максентий, восставали на Константина, но ничего у них не получалось.

Константин просил у Бога знамения для подкрепления веры воинов, потому что большинство из них были язычники. И знамение было дано ему. Вдруг воины видят на небе Крест и вокруг него надпись: Сим победиши. Константин с легкостью тогда одолевает язычников. Сначала в западной части, потом в восточной и становится единоправным властителем Римской империи.

Но Константин Великий предпринимает еще такое дело. Поскольку Рим — это языческая столица, то он решает перенести столицу в восточную часть, в Византию, тогда еще небольшой город. А потом переименовали Византию именем Константина – Константинополь. И вот так в 313 году Константин Великий издает уже по всей империи в Милане указ, так называемый — Миланский эдикт о том, что прекращаются гонения на христиан.

В 326 году он направляет свою благочестивую мать, царицу Елену в Иерусалим для того, чтобы обрести Крест Христов. Елена прикладывает большие усилия, все свои силы истощила и через год в 327 году преставилась. Но она обрела Крест Христов. Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня именно по тому событию, когда обрели Крест. На месте, где распяли Спасителя на Голгофе, был устроен великолепный храм – Воскресения Христова. Потом храм перестраивался, достраивался, но на том месте доныне храм, как общехристианская святыня.

Вот такую заслугу имеют ныне прославляемый Константин Великий и его мать царица Елена. Прославляя их память будем просить, чтобы Господь их молитвами даровал и нам веру, чтобы мы, как и наши предки, верою сохранили Святую Русь, сохранили веру в сердцах своих и были достойны наших славных предков, начиная от Константина Великого и до героев специальной военной операции, которые сейчас, так же, как и предки наши на поле брани, защищают нашу Святую Русь.

Молитвами Пречистыя Своея Матери, молитвами равноапостольных Константина и Елены да сохранит Господь Русь Святую, благословит всю нашу страну и каждого из нас. Аминь. Христос Воскресе!»

На Литургии были вознесены особые прошения и молитвы о Святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора.

После богослужения Владыка Алексий призвал прихожан более ревностно чтить праздники, установленные Святой Церковью в честь Божией Матери, чьим покровительством не раз была спасена наша Святая Русь. 

Также правящий архиерей принял в дар, от настоятельницы Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумении Пантелеимоны, икону Святой Троицы, которая займет свое почетное место в новом Свято-Троицком кафедральном соборе нашего города.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина