По вере нашей будет нам | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
31 июля, 2022

По вере нашей будет нам

Бузулук. 31 июля 2022 года, вНеделю 7-ю по Пятидесятнице, память святых отцов шести Вселенских Соборов, прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Виссарион Илларионов, иерей Анатолий Андреев и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы слышим в Священном Писании о великом милосердии Божием к роду человеческому. За Спасителем шли два слепца и кричали: помилуй, нас, Иисусе, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые стали просить исцеления. И говорит им Господь: веруете ли, что Я могу это сделать? Иными словами, имеете ли веру, что перед вами Спаситель Мира, Сын Божий! Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: По вере вашей да будет вам. И они стали зрячими.

Вот такую веру ждет от каждого из нас Господь. Как видите сколько чудес сделано Спасителем, и всегда Он спрашивает: Имеете ли веру? И только когда получает утвердительный ответ, говорит: По вере вашей да будет вам. И тогда совершается чудо, или не совершается, по причине маловерия. Вот и доныне и до скончания века так происходит, все, что мы просим от Бога, все делается по вере нашей, в меру силы веры нашей. Вера имеет великую силу и ценность в нашем спасении. Именно по вере мы получаем все, что дает нам Господь.   Святые отцы говорят, что вера есть как руки для человека, которыми он принимает пищу. А посредством веры человек принимает все то, что дает Господь. Нет веры – не может принять!

Ну и спрашивается, почему же так, что много маловерных людей? А маловерных людей потому много, что вера требует, чтобы мы жили жизнью Святой Церкви. Ибо если человек не живет этим, то отходит благодать Божия от него. Сам Господь дает веру нам: В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4). Поэтому многие не имеют веры, взирают на храмы, заходят в храмы, но не чувствуют той благодати Божией. Поэтому нужно стараться очищать себя от всякой скверны плоти и духа, дорожить дарами, которые дает Господь в первую очередь – веру. Ибо по вере нашей все будет.

Сегодня воспоминаются святые отцы Вселенских Соборов. Всего Вселенских Соборов было семь, но сегодня воспоминаются только шесть – это потому, что Собор достоинством «Вселенского Собора» утверждается следующим по времени Вселенским Собором. Седьмой же Вселенский Собор был в 787 году, а следующий за ним Константинопольский Собор был в 880 году, но не получивший достоинства Вселенского. Этим объясняется установление литургического празднования святым отцам шести Вселенских Соборов.

Священное Писание говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17:1). Как видите святые отцы утвердили Церковь нашу, основанную Кровью Спасителя и врата адовы не одолеют ее. Ибо изволится Духу Святому и святым отцам, которые ограждают Церковь правилами Вселенских и поместных соборов. И мы сегодня прославляем отцов всех Вселенских Соборов, их молитвами да дарует Господь Бог нам шествовать по пути ко спасению и соблюдать все то, что они предписали нам.

Сегодня по числу мы прославляем память преподобного Иоанна Многострадального, Печерского. Большое назидательное значение для нашей жизни имеет преподобный Иоанн. Он преставился в 1160 году. Трогательно его житие, преподобный Иоанн Многострадальный является покровителем нашим и помощником в плотской борьбе. Он с юных лет имел такую твердую веру и хранил свою веру от всякой скверны плоти и духа. И конечно, когда враг рода человеческого видит этот чистый сосуд, всячески старается осквернить его, но преподобный оказался победителем. А как он оказался победителем, вот это как раз и привлекает внимание к его житию.

Преподобный Иоанн пришел еще совсем юным в Киево-Печерский монастырь, зашел в келию преподобного Антония, мощи которого по воле Божией до сих пор не обретены, а находятся под спудом, и там в течение трех дней молился слезно, чтобы преподобный помог ему исполнить его намерение сохранить сердце в чистоте. Преподобный Антоний возвестил ему, чтобы оставался он здесь, в монастыре, и тогда увидит милость Божию. Он так и сделал, остался в монастыре. Напряженной и жестокой была его борьба, тернистым путем преподобный шел к победе.

Великим постом он сам выкопал себе яму и велел закопать его, до плеч. В конце поста он так молился чисто, что враг уже не мог выдержать и в видимом образе, в образе змия, появился перед ним и схватил его голову в пасть свою. Тогда преподобный Иоанн возопил: «Господи Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй, меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнию и прогони его». И услышана была молитва, яркий свет сошел с неба, и демон в виде змия исчез. Святой поклонился и сказал: «Господи! зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» – «По силе терпения твоего, – был ответ, – навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым – легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе». Иоанн припадает тогда к мощам Моисея Угрина и получает тишину.

Вот эти святые, преподобный Иоанн Многострадальный и преподобный Моисей Угрин являются покровителями и помощниками для всех нас в борьбе за чистоту души и тела. Когда борют какие-то помыслы, нечистые пожелания, нужно обращаться к ним за помощью и по вере нашей будет нам.

Ну и скажем несколько слов о преподобном Моисее Угрине. Он был в дружине святого страстотерпца Бориса, со своим братом Георгием. И когда Святополк окаянный в 1015 году напал на Бориса, то Борис не сопротивлялся, ему предлагали собрать войско и противостоять, но Борис оказался на высоте духовной, он получил мученическую смерть и, как и его брат Глеб стали одними из первых страстотерпцев на Святой Руси. Также тогда погибает и брат Моисея Георгий, а сам Моисей идет в Киев, так как Ярослав, названный в последствии «мудрым», низвергает Святополка окаянного, который был зятем польского короля Болеслава. Этот польский король пошел на Киев в 1018 году, чтобы отомстить за своего зятя и тогда к нему в плен попадает Моисей Угрин. Одна польская вдова выкупает пленного Моисея, так как он был прекрасен видом и здоровым. Моисей сопротивлялся, хотел остаться в военном плену, нежели попасть в женский плен. Какие только козни она не строила ему, но Моисей оставался верен Христу. В то время проходил там афонский монах и Моисей попросил его совершить над ним постриг, он думал, что польская вдова отойдет от него, но нет, она приказала мучить его до смерти. А польский король Болеслав решил расправиться со всеми иноками по всей Польше и в Киеве. И тогда Господь наказывает его – он внезапно умирает. Тогда поднимается восстание, которое расправляется и с этой польской вдовой, что пленила Моисея. Моисей, еле живой, пришел в Киево-Печерский монастырь и там еще в течение 10 лет подвизался. И только в 1043 году преставился ко Господу. Он стал покровителем всех тех, кто желает чистой и безмятежной жизни православной.

Вот такие святые прославляются сегодня: преподобный Иоанн Многострадальный, который преставился в 1160 году и его покровитель преподобный Моисей Угрин, который жил за сто двадцать лет до него. Молитвами ныне прославляемых святых да поможет и всем нам Господь в чистоте духовной проводить свое земное странствие, иметь твердую веру и тогда через веру нашу Господь дарует каждому из нас все, что необходимо для нашего спасения. Аминь».

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина