Бузулук. 17 декабря 2022 года, в субботу седмицы 27-й по Пятидесятнице, память вмц. Варвары, и мц. Иулиании (ок. 306); прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в храме преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря.
Его Преосвященству сослужили: игумен Виталий (Климов) и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Марины Бессмертных.
После Божественной литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры с праздником в честь великомученицы Варвары, ее сподвижницы мученицы Иулиании и преподобного Иоанна Дамаскина. Великомученица Варвара прославляется нашей Церковью, за веру и терпение в страданиях за Христа и за то, что она своей жизнью показала, что Бога можно познавать не только сверхъестественным путем, то есть через Божественное Откровение, через молитву и изучение богословских наук, но также можно познавать и через естественное откровение, то есть через рассматривание окружающей природы. Поэтому и сказано, что никто не оправдается перед Господом Богом за свое неведение о Боге, по той причине, что нет у него ни семинарии, ни академии и воспитателей у него не было, но так небо то над головой было, цветущая земля вокруг была? Так как же смотрели, что не могли в творениях узреть Творца? Так вот великомученица Варвара дает нам ярчайший пример в естественном богопознании.
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был всеми силами привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь дочь от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери на живописном месте специальный замок. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие».
Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка: размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу (Пс.142:5-7).
Господь внял ее молитве, просветил ее светом Христовой Истины, сподобил принять святое Крещение и получить мученический венец за веру. После тяжких истязаний и пыток за веру во Христа, святая великомученица Варвара приняла мученическую кончину от рук своего отца Диоскора, который в своей языческой злобе не смог принять христианство от страдающей за веру дочери. Также смерти была предана и ее сподвижница мученица Иулиания. Вот здесь мы видим какая ярость, какая злоба ада дышит над всеми нами, и поэтому мы должны всегда быть внимательны, просить у Бога помощи. Господи, силою Чеснаго Животворящего Креста, молитвами святых Твоих спаси и сохрани нас от всякого зла.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
Несколько слов скажем и о преподобном Иоанне Дамаскине. Он жил в сирийском городе Дамаске в VII веке, в 680 году родился и в 780 году, в столетнем возрасте преставился. Некоторые историки считают, что он родился в 676 году, а преставился, когда ему было 104 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском халифе главным казначеем. Когда отец умер, то Иоанн был призван занять место отца на службе у халифа. Через некоторое время халиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.
Сергий Мансур дал Иоанну и приемному сыну Косме лучшее образование. Иоанн очень тяготился своим положением, богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью ко Господу Богу и всегда, как и его отец, защищал христиан. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова». Халиф во всем доверял Иоанну, он был первым помощником у него, честным и добросовестным тружеником.
В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716–741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени известным богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с удовольствием читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на Священное Писание и Священное Предание.
И тогда император-иконоборец решил оклеветать Иоанна Дамаскина перед халифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал поддельное письмо, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору Византии помощь в свержении халифа. Прочитав это письмо, халиф вознегодовал, и невзирая на предыдущие добродетели своего верного служителя, даже не выслушав его, приказал отстранить Иоанна, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. Приказание было исполнено. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Взяв ее и положив перед собой, он упал на колени перед иконой Божией Матери и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и в тонком сне увидел икону Пресвятой Богородицы и услышал исходящий от иконы голос, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь.
Слух об этом чуде дошел до халифа, который осознав свою вину перед Иоанном просил его вернуться на свою службу. Но Иоанн Дамаскин отказался от этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в Иерусалим, где поступил в обитель преподобного Саввы Освященного. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра. С тех пор такая десница пишется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».
Святой Иоанн Дамаскин является непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и ярким защитником основ Православия.
Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.); «Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета); «Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги: «Послания против порицающих святые иконы»; Сочинение против несториан «Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.
Прославляя память ныне почитаемых святых, молим преподобне отче Иоанне, вместе с великомученицей Варварой и мученицей Иулианией молите Бога о нас грешных. Аминь».
После богослужения Владыка Алексий поблагодарил игумена Виталия (Климова) за совместную молитву, отметив благоговейную обстановку в храме и проделанную работу игуменом монастыря. Также архиерей выразил надежду на дальнейшее возрождение Спасо-Преображенской обители.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина