Северное. 12 марта 2023 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в храме Димитрия Ростовского.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Виталий Прилибко, настоятель собора Святой Троицы села Староборискино игумен Иона (Чураков) и клирик храма Успения Пресвятой Богородицы города Бугуруслана диакон Сергий Прилибко. Пел хор под управлением Ирины Терентьевой.
После Божественной литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры с Великим постом. Сегодня вторая Неделя Великого поста. Неделя, посвященная святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, подвижнику XIV века.
Прошли две недели Великого поста, и Господь нам наглядно показывает высоту благочестия в лице святителя Григория Паламы, к чему приводит богомыслие, пост, молитва – к Боговидению, которым украшался Григорий Палама. Но, с другой стороны, показывает на примере расслабленного, о котором было читано сегодня в Евангелии, к чему приводит грех, к которому люди так легко, влекутся как в сети вражие – расслаблению. Вот эти два полюса показывает нам Святая Церковь во вторую Неделю Великого поста.
Святитель Григорий Палама был настолько высок пред Господом Богом, что своими подвигами и молитвами мог видеть Фаворский нетварный Божественный свет, который видели апостолы на горе Фавор. Это не тот свет, что дают солнце, луна, светильники – это нетварный Божественный свет, которым будут утешаться праведники во царствии Божием. Еще до епископства будучи афонским монахом, святитель Григорий Палама был родоначальником этого учения и этого подвижнического делания. Афонские монахи в XIV веке были на высоте. Такой чистой молитвой устремив свой взор в сердце они сподоблялись этого Света. Они назывались «светоносными», иначе исихастами — то есть людьми в светозарном Божественном состоянии. Вот до какой высоты можно дойти молитвою и постом.
Между прочим, наш подвижник тоже XIV века преподобный Сергий Радонежский, наверняка знал об этом подвиге, и сам был на высоте этого подвига и поэтому смог стать отцом земли Русской. Вот где Господь показал высоту поста и молитвы, которую мы сейчас проходим.
Теперь скажем о расслабленном. Когда Господь зашел в дом исцеляя больных и невозможно было попасть в тот дом, так много людей собралось вокруг. Тогда родственники одного расслабленного дошли по крышам с носилками до того дома и через крышу спустили его к ногам Спасителя. Господь похвалил их веру и по вере их исцелил расслабленного сказав: Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2). Фарисеи тут же стали мыслить кто Он такой, чтобы грехи прощать. Господь, обратившись к ним сказал: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой (Мф. 9:4-7).
Вот здесь показывает Господь расслабление всего рода человеческого, а от чего это расслабление? Ведь Бог не творил греха, и Бог не творил болезни, а все это производные нашего расслабления. Когда человек расслабляется, впадая в удаление от Бога, а удаление от Бога порождает нестроения, болезни и скорби. Но сразу следует заметить, что нельзя говорить, если заболел человек, то он грешник. Так мы встанем в ряд с фарисеями. Ибо Господь в другом месте говорит нам, когда спросили его про слепорожденного: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии (Ин. 9:2-3). Вот так и мы должны рассуждать.
Ясно, что болезни рождены от грехов, но кому и что дает Господь, Он сам знает для чего. Когда заболеваем сами или близкие наши мы должны принимать все меры чтобы помочь больному, и Сам Господь принимает, как если бы Ему сделали это благо: был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:36). Не нужно забывать об этом. Но, с другой стороны, нужно помнить, если будем жить как святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, то будем еще здесь во время земной жизни сынами света.
Вот эти два полюса показывает нам сегодня Святая Церковь, чтобы нас вялых, хладных привести в разум истинный и сохранить от добровольного влечения ко греху. Здесь уместно вспомнить видение святителя Феофана затворника: на гору, на вершине которой светит яркий свет, поднимаются люди, они идут с радостью к нему, но некоторые останавливаются, оборачиваются и бегом бегут вниз, где их ждет смердящее море с бушующими волнами и кипящей нечестью и люди, бегущие вниз, погружаются в него. Святитель встал и начал молиться: Господи открой мне, я не могу понять значение этого видения. Тогда ему явился Ангел и объяснил, что многие люди идут во Царствие Божие исполняя все Заповеди Божие и установления церковные, но среди них есть нерадивцы, не вписанные в Книгу Жизни, которые сначала идут вместе со всеми ко Спасению, но потом оборачиваются и бегут в бездну. Действительно страшное откровение.
Будем же внимательны братья и сестры к своей жизни, пост идет стремительно, пройдет еще четыре недели, и Страстная седмица и настанет Пасха. Да дарует Господь молитвами ныне прославляемого святителя Григория Паламы всем нам помощь Свою Божественную во всех делах наших и начинаниях. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина