Бузулук. 20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Аухимик, иерей Анатолий Андреев и диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
На Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры со вторым воскресным днем Великого поста. Две недели мы уже провели в этом спасительном состоянии постного времени. Сегодня Святая Церковь назидает нас Евангельским чтением о расслабленном, а Неделя посвящена святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому.
Григорий Палама — сын Света. Он с юных лет отправился на святую гору Афон, хотя имел блестящую карьеру при императоре Константинопольском. Его отец был сановником, приближенным к императору. Но получив самое высокое по тому времени образование, юный Григорий отправляется на гору Афон, ибо уразумел цель жизни, что нужно приготовить себя к вечной жизни, а вся суета мирской земной жизни его не привлекала. На Афоне Григорий Палама долго молитвенно трудился и достиг исихазма (от греч — спокойствие, покой, освобождение). Называли таких молитвенников – исихастами. Конечно, в миру, невозможно достичь таких высот и такого светоносного состояния. Они настолько приближались к Богу, что могли видеть несотворенный Фаворский свет и назывались сынами Света.
Католическая церковь, узнав о тех высотах, что достигают в молитве православные, и могут видеть несотворенный Свет Фаворский, решили разобраться с этим. Ими был направлен ученый монах из Калабрии (Южная Италия) по имени Варлаам. Варлаам, никогда не испытывавший ничего подобного, отнёсся к этим свидетельствам с недоверием и даже насмешкой. Монахов он обвинил в ереси, не сознавая, что покусился на самое ценное в их аскетическом опыте: на опыт встреч и общения с Богом.
В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, присутствовавший на Соборе, и поскольку он сам испытывал этот Свет, он сам был светоносным, то смог раскрыть и обосновать точку зрения светоносных Афонских старцев. Его учение было признано верным, а учение Варлаама осуждено.
Вот такую высоту молитвы показывает нам на примере Григория Паламы Святая Церковь. Но если духовная жизнь, явленная на примере исихастов, возвышает человека до светоносного состояния, то грехи приводят к расслаблению, о котором говорится в сегодняшнем Евангельском чтении о расслабленном.
Сильная вера во всемогущество Иисуса подвинула близких расслабленного на смелый поступок. Они с кровли дома спустили вниз расслабленного на носилках к ногам Спасителя. Господь, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Лк. 5, 20; Мф. 9, 2).
Фарисеи стали мысленно роптать, осуждая Иисуса в присвоении Себе власти Бога. Обнаруживая их помышления, Иисус тем самым дает им понять, что если Он обладает всеведением, свойственным одному только Богу, то, конечно, обладает и властью прощать грехи. Но, чтобы еще более вразумить их, Он спросил: Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, как причина твоей болезни, и потому отныне ты будешь здоров? или же прямо сказать: встань и ходи? (Лк. 5, 23). Если для прощения грехов нужна божественная власть, то такая же власть нужна и для исцеления болезни, которая может оставить больного после уничтожения причины ее, то есть прощения грехов.
Фарисеи не ответили на этот вопрос; да Иисус Христос и не ждал от них ответа, но, чтобы вразумить их, что Он, Сын Божий, имеет власть на земле прощать грехи, сказал расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой! (Лк. 5, 24).
Мгновенно вернулись к больному давно утраченные им силы; он при всех встал и не только сам пошел без посторонней помощи, но даже понес то, на чем лежал, и тем показал всем свое полное выздоровление.
Для нас это назидание братья и сестры: святитель Григорий Палама говорит, что для того чтобы исцелить расслабленного его друзьям пришлось потрудиться, принести его на руках, разобрать крышу, спустить его к ногам Иисуса, так и нам, чтобы избавиться от грехов, которые приводят к расслаблению, необходимо трудиться, для нас это пост и молитва. Григорий Палама в своих проповедях говорит, что кровля, которую разобрали, это наши мысли. И чтобы в душу проникла Божественная благодать, нам необходимо привести в порядок свои помышления, ведь каждый грех начинается с помысла.
Однако, нужно понимать, что не всегда болезни и немощи от грехов. Евангелие приводит нам и другой пример с исцелением слепорожденного. Выходя из храма, Иисус увидел слепого, просившего милостыню. Апостолы спросили Иисуса: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2). Иисус отвечал им: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Каждый из нас должен сам о себе мыслить так, чтобы не болеть, нужно очистить свою душу, очистить помыслы, очистить слова и дела, и тогда исцеление придет к нам. И явятся дела Божие. Аминь».
Также на Литургии Владыка Алексий зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями на Украине. Отметив, что нам необходимо молиться, чтобы Господь сохранил всех нас от этой междоусобной брани. Постом и молитвой человек может победить все искушения и испытания. Будем же усерднее молиться и крепче поститься, прося у Матери Божией помилования всех нас. Спаси Господи.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина