Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
22 января, 2023

Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России

Бузулук. 22 января 2023 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, память свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.   

Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин и клирик собора иерей Анатолий Андреев. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры с воскресным днем который именуется Неделей по Просвещении, то есть воскресный день после Крещения Господня. В этот день мы слышим Евангельское чтение, которое повествует о том, что Господь пришел и просветил нас. После того как Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу, Господь пошел за Иордан: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф 4:15-16). Господь пришел к ним с проповедью о покаянии, как и Иоанн Креститель проповедовал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).

О каком свете и тьме говорит Священное Писание? Конечно о Свете Христовом, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин 1:9) и о тьме греховной. Была языческая тьма непроглядная, люди изменили богопочитание и стали поклоняться идолам, творениям рук своих. Тьма не просветная! И Господь пришел и просветил эту тьму языческую. Но бывает не только языческая тьма, бывает тьма и внутри крещеного человека. А если много таких носителей тьмы, то и все государство становится таким.

Сегодня совершая память святителя Филиппа, который был современником Иоанна Грозного, мы видим, как он боролся с этой тьмой, которая была в то время.  Святитель Филипп родился в знатной семье бояр Колычевых. Он получил блестящее по тому времени образование, знал богатство и почести, дружил с отроком Иоанном будущим царем Иоанном Грозным, но достигнув 30 летнего возраста, решил посвятить себя монашеству. Пешком он прошел от Москвы до побережья Белого моря. А чтобы прокормиться, брался за любую работу. У Онежского озера он пас овец, будто простой крестьянин. Затем, он переправился на Соловецкие острова и стал послушником в Соловецкой обители. Когда его постригли во иноки, он, чувствуя призвание к отшельничеству, надолго удалился в пустынь в 2 километрах от обители. Настоятель и братия просили его стать новым игуменом. Филипп несколько раз отказывался, но его принудили взять на себя игуменскую власть.

Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. Первый каменный храм Филипп освятил во имя Успения Пречистой Богородицы, построил Преображенский собор. В 1566 году государь Иоанн Грозный вспомнил о своем друге детства и просил его возглавить Церковь. Всячески отказывался Филипп от такого предложения. Но призвав благочестивого игумена в Москву собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую Церковь.

В то время царь Иоанн Грозный создал опричнину, и опричники вершили бессудную расправу над теми, в ком видели врагов царя. Филипп увещевал царя ради Христа отказаться от пролития крови. Тот не соглашался, Иоанн Грозный как раз находился в такой тьме, о которой мы сегодня слышали в Евангелие. Во тьме беспросветной царь не видел злодеяний опричнины. Тогда митрополит публично, в храме, отказал ему в благословении. Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру. Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Тверской Отроч монастырь.

В декабре 1569 года руководитель опричников Малюта Скуратов приехал к Филиппу в Отроч монастырь и вновь просил о благословении для царя на опричные дела. Филипп отказал. Прозревая то, что должно свершиться, он сказал Малюте: «Делай то, зачем пришел». Опричник задушил старца. Филиппа погребли на земле обители.

Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре. Сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович разрешил перевезти мощи Филиппа из Отроч монастыря на Соловки. В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, отправился на Соловки. Там он прочитал монахам грамоту, где царь Алексей Михайлович за давно умершего царя Иоанна Грозного молил Филиппа о прощении. Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью. Царь нес гроб вместе с архиереями. Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой.

Вот братья и сестры какой великий человек сегодня воспоминается – митрополит Филипп Московский, который жертвенной любовью к Богу и ближним смог очистить Русь Святую от злого начинания – опричнины Иоанна Грозного. Правители после Иоанна Грозного, увидели в опричнине тьму, о которой говорит Священное Писание и упразднили ее. Молитвами святителя Филиппа Свет Христов да просветит всех нас. Аминь».

После Божественной литургии Владыка Алексий совершил отпевание новопреставленной Елены Петровны Дробот. В своем слове архиерей отметил праведность и благочестие жизни новопреставленной Елены и как древо познается по плодам, так и человек, по плодам, принесенным в жизни.

Ее дочь Анастасия Анатольевна Воронова имеет большие заслуги перед Церковью и перед всей системой образования Оренбургской области. В январе 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Становление системы православного воспитания в Оренбуржье (конец XIX – ХХ век)» и с того же года является зам. председателя отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии. В 2009 г. стала лауреатом Всероссийского педагогического конкурса «Серафимовский учитель», лауреатом окружного этапа конкурса Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Награждена почетным знаком свв. равноап. Кирилла и Мефодия II степени. Является автором 31 научной работы, 3 учебно-методических пособий и 1 учебного пособия. В настоящее время кандидат педагогических наук Анастасия Анатольевна работает на кафедре специальной педагогики и методик обучения ОГПУ, преподает педагогику в ОренДС.

Вот такой плод в лице своей дочери принесла ныне покойная Елена Петровна. Будем же молиться чтобы Господь простил ей вольные и невольные прегрешения, а ее сродникам пожелаем помощи Божией во всех делах и начинаниях. Упокой Господи душу усопшей рабы Божией новопреставленной Елены Петровны Дробот.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина