Память родителей прп. Сергия Радонежского схимонаха Кирилла и схимонахини Марии | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
11 октября, 2021

Память родителей прп. Сергия Радонежского схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

Бузулук. 11 октября 2021 года, в понедельник седмицы 17-й по Пятидесятнице, прп. Харитона Исповедника (ок. 350); прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского; Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий возглавил Божественную литургию и всенощное бдение накануне в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: иерей Вадим Зотов, иерей Анатолий Марченков, иерей Сергий Шумилин и диаконы Давид Ганиев и Дионисий Горбунов. Пел хор под управлением Натальи Задориной.

После Литургии архиерей обратился к прихожанам: «Сегодня Святая Церковь прославляет память родителей преподобного Сергия Радонежского, игумена всей земли Российской, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.  Их память многозначительна для всех нас, воспоминаются те, кто воспитали Сергия Радонежского, который стал святым первой величины. Это заслуга и подвиг его родителей.

Так в чем же подвиг родителей Сергия Радонежского? Кирилл и Mapия были люди благочестивые и богобоязненные. Они постоянно посещали церковь Божию, с любовью исполняли заповеди Христовы: принимали странников, помогали бедным, не отпускали от себя нищего, не накормив и не наградив его. Таким образом, в лице родителей прп. Сергия Господь возрастил доброе дерево, чтобы и плод, происшедший от него, был добрый.

Еще до рождения младенца Варфоломея перст Божий указал на него как на великого угодника Божия и истинного служителя Пресвятой Троицы. Однажды в воскресный день мать его Mapия, будучи беременна им, по обычаю отправилась в церковь к Литургии. Перед чтением Евангелия младенец вскрикнул во чреве ее. Во время пения Херувимской младенец вскрикнул во второй раз и при том так громко, что было слышно на всю церковь; а когда священник произнес: „Святая – святым“, крик раздался в третий раз. Народ, бывший в церкви, слышавший крик и узнавший причину его, был немало удивлен таким необыкновенным происшествием и, рассуждая о нем, был расположен видеть в этом предуказание Божие на нечто особенное в жизни и судьбах ожидаемого младенца и в недоумении повторял вопрос, какой предлагали себе современники Иоанна Предтечи при его рождении: Что убо отроча сиe будет? (Лк. 1:66); a Mapия все остальное время беременности проводила в строгом посте и сердечной молитве.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его для обучения грамоте учителю, у которого вместе с ним учились старший брат его Стефан и младший – Петр. Оба брата делали большие успехи, хотя младшему, Петру, не было еще и шести лет. Варфоломею же грамота не давалась. Несмотря на строгость учителя, насмешки товарищей, упреки родителей, его собственное прилежание, он мало успевал в ученье и сильно огорчался этим; часто уединялся и проливал горькие слезы о своей неспособности. По ночам он вставал с постели и в горячей молитве испрашивал себе у Бога дар понимания науки.

И Бог услышал молитвы святого отрока. Однажды отец послал его за лошадьми в поле; привыкший беспрекословно повиноваться родителям, отрок с готовностью отправился исполнять это приказание, тем более что оно было ему по душе: отрок любил уединение и природу. Любуясь окружающими его полями с роскошной зеленью и разнообразными цветами, он озирался кругом и вдруг, невдалеке от себя, рядом дубом, увидал незнакомого ему благолепного старца-инока, который творил усердную молитву. Отрок приблизился к старцу и, поклонившись ему, стал вблизи, ожидая окончания его молитвы. Окончив молитву, старец ласково подозвал отрока к себе; благословив и поцеловав, спросил его, что ему нужно. Варфоломей отвечал: „Я отдан в книжное учение, но мало разумею его, что очень огорчает меня, и я не знаю, что мне делать. Помолись за меня, святый отче, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне книжное учение“.

Инок исполнил просьбу Варфоломея; воздев руки, он возвел очи на небо и стал со слезами молиться Богу. Стоя около него, и отрок горячо молился вместе с ним. По окончании молитвы старец благословил отрока и сказал ему: „Отныне Бог даст тебе разумение грамоты, так что ты и других будешь поучать“.

Произнеся эти слова, инок достал малую часть просфоры и велел отроку вкусить. После этого старец хотел было продолжать свой путь, но обрадованный отрок упросил его посетить дом его родителей и благословить их.

Родители Варфоломея, всегда с радостью принимавшие странников, особенно иноков, с честью встретили приведенного их сыном гостя. Они предложили ему радушное угощение, но он отвечал, что прежде следует вкусить пищи духовной, и, взяв с собою Варфоломея, пошел в бывшую у Кирилла моленную, чтобы отпеть здесь часы. Когда все начали молиться, старец велел Варфоломею читать псалмы. „Я не умею, отче“, – отвечал отрок. Но инок пророчески произнес: „Отныне Господь дарует тебе понимание грамоты“. И, действительно, отрок тотчас же стал стройно читать псалмы. Родители, братья и сам он дивились, как хорошо и стройно читает он.

Вкусивши трапезы, предложенной Кириллом и Mapиeй, старец благословил всех и на прощание сказал родителям Варфоломея: „Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранной обителью Святого Духа и служителем Святыя Троицы“.

Гостеприимные хозяева проводили до ворот своего гостя; но тут он вдруг стал невидим. Кирилл и Mapия подумали: не Ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать мудрость их сыну?

С этого времени святой отрок без затруднения стал читать книги и понимать все написанное в них. Ему легко давалась грамота, ибо Бог отверз ему ум разуметь писание. Отрок возрастал годами и исполнялся разумом и добродетелью. Сердце его горело любовью к Богу, и он находил высшее наслаждение в молитвенной беседе с Богом, поэтому он постоянно посещал храм Божий, не пропуская ни одной церковной службы.

Когда Варфоломею исполнилось двадцать лет, он просил у своих родителей разрешения и благословения на монашеский постриг. Благочестивые родители не противились его давнишнему намерению, но только просили его отложить исполнение его до времени недалекой их кончины.

С готовностью и лю6овью Варфоломей подчинился желанию своих родителей. Продолжая приготовлять себя к предстоящим ему монашеским подвигам, он всячески старался успокоить старость своих родителей. Незадолго до своей кончины Кирилл и Mapия переселились из Радонежа в ближайший к нему Покровский Хотьков монастырь и здесь оба приняли монашество. Здесь же в скором времени последовала и блаженная их кончина, при которой, кроме Варфоломея, присутствовал и старший их сын Стефан, незадолго до пострижения своих родителей овдовевший и принявший монашество в том же Хотьковском монастыре.

Родители Сергия Радонежского воспитали героя, бесстрашного война Христова, и даже страх смерти победил он. Вот где любовь ко Христу. Только победив свой страх, можно было пойти в лесную чащу жить, как это сделал Сергий Радонежский. И он один там находился несколько лет, потом брат его Стефан пришел к нему, но брат убоялся там жить и ушел в Богоявленский монастырь. А Сергий Радонежский остался там, и основал там монастырь, Сама Матерь Божья явилась и сказала, что не оставит это место и будет покровительствовать ему. И теперь Свято-Троицкая Сергиева лавра – сердце Русской Православной Церкви, там школы духовные. 

Преподобный Сергий воспитал эту плеяду духовенства, все они духовные чада преподобного Сергия. Все это плоды схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, которые воспитали преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. И сегодня прославляя их память, благодарим Господа нашего, что есть такие святые как схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, на величайший образец которых мы можем взирать и также воспитывать подрастающее поколение. Аминь».

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина