Память преподобного Серафима Саровского | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
15 января, 2024

Память преподобного Серафима Саровского

Бузулук. 15 января 2024 года в праздник преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского чудотворца, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.   

Его Преосвященству сослужили секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), протоиерей Александр Бузыгин, иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с праздником памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, чудотворца. Преподобный Серафим является особо чтимым святым во всей нашей Русской Православной Церкви и во всем мире, наравне с преподобным Сергием Радонежским. Многие из нас были в Дивеево, где почивают его нетленные мощи. У нас также, милостью Божией, есть частица его святых мощей. Присутствие частиц мощей обязывает нас говорить особо о преподобном. И я сегодня решил зачитать вам именно его наставления с подлинных рукописей, отредактированных святителем Филаретом (Дроздовым).

В 1837 году наместник Троице-Сергиевой Лавры, ученик преподобного Серафима, нашел эти рукописи, и направил их святителю Филарету, который отредактировав их и сделав некоторые правки, благословил их публикацию. И вот я их вам предлагаю.

О Боге

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

Вот, братья и сестры, какие ценные слова от самого преподобного Серафима. Здесь можно добавить, когда наступает этот холод, особенно утром, только встал и бывает наступает какая то хладность, рассеянность, то тут же необходимо искренне начать молиться. Вот это надо прочувствовать, как только лукавый коснется своим злым дыханием, то тут же одной молитвой отгоняется он. Но если допустить его в свою духовную храмину, то отогнать его будет трудно. И тогда весь день кубарем идет, все не так. Вот откуда это.

Отцы написали, когда их спрашивали:, ищи Господа, но не испытуй, где живет. Понимаете, искать Господа, но не испытывать, как и где Он живет. Этого мы вместить не можем.

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Не называй Бога правосудным, – говорит преподобный Исаак, — ибо в делах твоих не видно Его правосудия». Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым, но Сын Его показал нам, что Бог паче благ и милостив… Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас (Прп. Исаак Сирин, Слово 90).

Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему.

Запомним эти слова, братья и сестры: если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. А как познать Бога – это уже отдельная тема. Первая ступень в познании Бога – это осознание своих грехов. Когда мы каемся в них, когда Господь прощает нам грехи, вот тогда мы начинаем познавать Его. Вот где милость Божия.

Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?

Вот прекрасное наставление преподобного. Если наесться досыта перед богослужением, то не будет никакой молитвы. Все рассеянное, зевота, усталость, ну какое может быть ведение тайн Божиих?

О таинстве Святой Троицы

Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться.

Вот о чем нам говорит преподобный Серафим. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст о Святой Троице мудрствовали, писали, вот их и надо просить, чтобы просветился разум для понимания необходимых для нас таин о Святой Троице. 

О причинах Пришествия в мир Иисуса Христа

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть» (Ин.3:16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь; Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель.

3. Спасение душ человеческих: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин.3:17).

Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

На проповедях мы пространно говорим об этом, а тут у преподобного Серафима сказано четко и ясно.

О вере

Прежде всего должно веровать в Бога: яко есть, и взыскающым Его Мздовоздатель бывает (Евр.11:6).

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

Правильно сказано апостолу Петру: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть камень веры, мы должны быть как камни в домостроительстве нашего спасения.

Вера без дел мертва есть (Иак.2:26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение от всех дел, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

А значит, кто не имеет веры, тот не имеет дел. Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2:18).

 О надежде

Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.

Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она-то вполне умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали святейшие уста Спасителя: Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф.11:28), то есть надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: и бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лк.2:26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою – Христа Господня.

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности.

Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного.

Душа, исполненная любви Божией, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит как бы от чужой страны на родину.

На этом мы сегодня прервемся, на следующих богослужениях духовенство дочитает духовные наставления преподобного Серафима Саровского. Я же сердечно поздравляю вас с его памятью и благодарю Бога за сохранившиеся рукописи преп. Серафима, которые возьмем себе в назидание для нашего спасения. Аминь».

После Божественной литургии Владыка Алексий отслужил молебен в честь ныне прославляемого преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина