Ташла-Бузулук. 15 октября 2019 года.
– Несколько лет назад лучший друг спросил меня: «Ты веруешь в Бога?» Помню, как мгновенно сошла улыбка с моего лица. Сейчас мой друг Сергей – священник, отец Сергий, служит в одном из Сорочинских православных храмов, – с этого необычного рассказа водителя газели началась наша паломническая поездка из Ташлы в Бузулук на региональные образовательные чтения и по святым местам.
– Несколько лет назад, – продолжал он, – у меня появилось желание посетить святые места. Оно долго не давало мне покоя. Как-то я остановился на главной улице райцентра и увидел знакомых женщин, которые шли из церкви после службы по противоположной стороне улицы. Какая-то сила удерживала меня и заставляла дожидаться их. Трое из четырёх прихожанок, проходившие по другой стороне улицы, направились в мою сторону. Они подошли ко мне и, назвав меня по имени, спросили: «Что ты хочешь?» Я открыл им своё желание побывать в святых местах. Через неделю мы отправились в первую поездку.
…Мерный гул мотора успокаивал, за окном светало, шёл обложной холодный осенний дождь. И мысль о том, что, наверное, зря поехали в такую погоду, время от времени приходила в голову, тревожно было за недоделанные дела на работе, дома. Успею ли всё?
– Знаете, какое будет Божие наказание людям в конце времён? – пытал пассажиров водитель. Ответы звучали разные.
– Временем! – убедительно сказал он. – Лет сто назад на лошадях несколько дней добирались до Оренбурга, чтобы бумажные дела сделать. Сейчас за три часа доехать можно, хоть каждый день катайся, но времени нам всё равно не хватает.
«Точно!» – пронеслось в голове, и сразу как будто что-то отпустило от оставленных дома дел. Водитель начал рассказывать о разных случаях, свидетелем которых он стал в поездках.
– Мы как раз стали подъезжать к храму с чудотворной иконой Богородицы, а одна женщина мяукать начала, прямо по-настоящему. У меня мурашки по коже пошли. Но когда из храма она вышла, её словно подменили: успокоенная, довольная. Икона эта, значит, быстро её в чувство привела, видно, большая сила в ней, – размышлял он.
– Да, вот ещё один интересный случай был, но это я вам на обратном пути расскажу, – пообещал водитель, уже подъезжая ко Дворцу культуры «Юбилейный».
В холле «Юбилейного» нас очень доброжелательно встретили организаторы XII региональных образовательных чтениях Бузулукской епархии на тему «Великая Победа: наследие и наследники». До обеда мы большим интересом и воодушевлением слушали выступления, исторические факты о жизни православных приходов нашего региона во время Великой Отечественной войны.
Во время удивительно вкусного обеда в банкетном зале, где не было свободных мест, запомнилась одна картинка. Два высоких молодых семинариста или священника, мирно поставив тарелочки на подоконник, никого не тесня, вкушали пищу. Такую бы скромность – да нам в миру.
А затем мы отправились по святым местам Бузулука. Первой святыней, которую посетили, был храм святителя Николая Чудотворца рядом с привокзальной площадью. Переступив порог церкви, оказались в другом измерении.
Внутри просторного собора (его вместительность составляет около тысячи человек) первое ощущение – ощущение собственной ничтожности. Чувство потерянности исчезло после приложения к святыням. Захотелось услышать пение молитв в этом чудном храме. Позже в интернете с интересом прочла, что построен он в самом начале XX века усердием служащих станции, в годы безбожия здесь был и спортзал, и клуб, и ремонтная мастерская для локомотивных дизельных двигателей.
Следующей остановкой был удивительный Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь г. Бузулука. Когда-то здесь в начале XX века проживало около четырёхсот монахинь и послушниц, богослужения совершались в трёх храмах, при монастыре были училище и больница, иконописная и золотошвейная мастерские. В 1936 году кельи монастыря стали камерами пересылочной тюрьмы, здесь пытали и расстреливали заключённых, в том числе представителей духовенства и насельников двух бузулукских монастырей. Именно там был заточён и принял мученическую смерть хорошо известный верующим нашей, да и не только нашей области старец – схимонах Максим (Пилипцев).
На территории обители – великолепный храм Всех святых. Стоит ли говорить о той тишине, покое и благодати, которые царят здесь? Это нужно испытать. С восхищением осматривали убранство старинного храма паломники.
– В монастыре сейчас восемнадцать монахинь и послушниц. При мне две сестры отошли ко Господу, – рассказала монахиня Ангелина, отвечая на наши вопросы. – У нашего монастыря богатая история. Удивительно, что первая игумения была отмечена самим батюшкой Серафимом Саровским. Она была тогда маленькой девочкой, он указал на неё в толпе и сказал, что это сосуд Божий.
– А вы проводите нас к могиле схимонаха Максима? – спросили её.
– Я не могу, – улыбнулась сестра.
– Понимаешь, Ангелина удалилась от всего мирского. Чтобы выйти за пределы монастыря, ей нужно благословение, то есть, разрешение настоятельницы – объясняла своей внучке по дороге на кладбище одна из паломниц.
Могилу схимонаха долго искать не пришлось. Часовня, построенная на месте захоронения, была видна издалека. Здесь горели свечи, лежали живые цветы.
– Когда в прошлый раз была здесь, едва сдерживала рыдания, – поделилась одна из спутниц. – Молилась за внучка, первокурсника колледжа, которого оставляла в городе одного.«Да вы не стесняйтесь, поплачьте, – услышала мужской голос сзади. – Здесь все плачут, недавно и мы тоже…». «А вы-то почему плакали?» – спросила мужчину, стоявшего с мальчиком. Он рассказал, что его семилетний сын не разговаривал. Отец с сыном стали постоянно приезжать на могилу схимонаха Максима, просить о помощи – и ребёнок излечился. Теперь, пояснил мужчина, они приехали поблагодарить старца.
На могиле схимонаха были не только мы, ташлинцы, ещё несколько женщин ожидали своей очереди преклонить колена перед местом упокоения старца. Когда уже уходили, навстречу нам по вымощенной дорожке к схимонаху Максиму шли трое мужчин. И вправду, свято место пусто не бывает.
Ещё одно место, где мы побывали – пещеры Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря. Проезжая мимо высоких стен женской колонии (именно здесь исторически располагался мужской монастырь), заговорили о заключённых. Как-то не связывались воедино понятия «женщина» и «заключение». Оказывается, здесь отбывают свой срок несколько сот заключенных, большая часть из них имеет срок не менее десяти лет, многие осуждены из-за наркотиков. Какой поразительный контраст между добровольным уходом от мира и узами, какое необычное соседство.
Возле храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что стоит над пещерами, вдруг возникло ощущение наступления весны. Серое, осеннее небо, затянутое тучами, оказалось голубым, солнце заиграло, освещая соседние высокие холмы, синички заливались трелями. Они, не боясь близкого присутствия людей, прилетели угоститься: рядом с храмом в кормушках их всегда ожидает что-то вкусное.
Наместник монастыря игумен Виталий (Климов) неспешно вёл беседу со студентами ташлинского техникума. И хотя рассчитана она была на молодого слушателя, внимать её было интересно всем. Простые, казалось бы, прописные истины воспринимались по-новому.
Крутой спуск – и мы возле входа в пещеры. Внутри, на удивление, дышалось легко, страха закрытого пространства не было. Здесь место подвига, нелёгкого пути стяжания Духа Святого.
Мужской монастырь зародился в 20-х годах XIX века. Через 40 лет – это уже крепкая богатая обитель. В 1929 году монастырь закрыли, часть братии уничтожили, многих бросили в тюрьмы, кого-то изгнали. Возрождение монастыря началось только в 1996 году. Здесь нашли и перезахоронили семнадцать черепов.
На обратном пути в салоне было шумно. Женщины делились впечатлениями от поездки, уточняли, рассказывали, поясняли.
Водитель сдержал обещание. Он поведал историю пожилой парализованной женщины, которая после инсульта с трудом передвигалась и говорила. Кто-то посоветовал её детям возить больную маму по святым местам.
– И что вы думаете? Да, она поправилась и даже начала говорить, общался с ней лично. Когда об этом узнали её знакомые, удивились и обрадовались Божией помощи, – поделился он. – Уже семь лет вожу православных верующих и сам с удовольствием посещаю святые места. Мой отец говорил: «Какая-то сила, сынок есть. Хочется мне побывать в Дивеево, пройти по знаменитой дорожке (ред. Канавке) Божией Матери. Многие говорят, помогает от болезней».
После этих слов водителя я подумала: «Если уж этот мужчина, исповедующий ислам, с таким чувством относится к православным святыням, то с каким благоговением мы, христиане, должны поклоняться им!»
Прощаясь с матушкой Ангелиной в женском монастыре, сестра Елена выразила общую просьбу: «Помолись о нас в святой обители, сестра Ангелина, пропадаем в суете!»
Надежда Малкина