Неделя о Страшном суде | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
10 марта, 2024

Неделя о Страшном суде

Бузулук. 10 марта 2024 года в Неделю о Страшном суде епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском соборе.

Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин и клирики собора протоиерей Александр Аухимик и иерей Михаил Цапяк. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем 3-й подготовительной недели, в который Святая Церковь предлагает нам повесть о Страшном суде. Это самое действенное лекарство. Еще в Ветхом Завете было сказано: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39).

Однако мы не в полной мере вмещаем эти слова в сердце свое и не представляем, что будет на Страшном суде. Сегодня в Евангелие мы слышим определение от Самого Творца: приидите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34). А также отверженным будет сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).

Вот эти слова мы должны не только помнить, но и прочувствовать их смысл. Для этого обратимся к проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Псково-Печерского старца. Он приводит сказание Николая Александровича Мотовилова (1809–1879), ближайшего помощника преподобного Серафима Саровского из книги «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский», составленный митрополитом Вениамином Федченковым (1880 -1961).

Мотовилов происходил из сословия помещиков, высоко образованный человек, не имеющий недостатка ни в чем. И вот он пришел к преподобному Серафиму, а тот стал ему говорить о Страшном Суде, о Жизни Вечной. Мотовилов слушал все это с маловерием. Тогда преподобный Серафим стал подробнее рассказывать о страшной борьбе с бесами в течение 1000 дней и ночей. Старец убедил Мотовилова в существовании бесов не в призраках или мечтаниях, а в самой настоящей горькой действительности.

Пылкий Мотовилов от души воскликнул: «Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами! Преподобный Серафим остановил его. Брат, не делай этого, ибо демоны лютые и страшные. Не говори так, не вызывайся на борьбу с ними». Но легкомысленный дерзкий вызов, по попущению Божию, не остался без последствий, — он был принят.

Когда в 1833 году преставился Серафим Саровский, то Мотовилов, чтобы написать о Преподобном, отправился к нему на родину в Курск, дабы собрать материалы. Немного ему удалось собрать сведений, так как многие уже преставились, но нашелся один старец, сверстник преподобного, который и дал Мотовилову сведения, вошедшие во все житийные издания преподобного Серафима.

На обратном пути в Воронеж, Мотовилову пришлось заночевать на одной из почтовых станций. Оставшись совершенно один, он стал разбирать свои материалы при тусклом свете одной свечи. Одной из первых ему попалась записка об исцелении бесноватой девицы у раки святых мощей святителя Митрофана Воронежского. Он и тут повторил свои безумные глаголы о борьбе с демонами.

«Я задумался, — пишет Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: «вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения».

И только сказал это, как осенило его холодное и смрадное облако, как дым вокруг него. Он сжался весь, не зная куда ему деться, а этот смрад стал входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. И вот началось.

Как описывает архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в течение пяти с половиной дней он томился и на себе испытал, что значит огонь неугасимый, что значит червь неусыпающий и что значит невыразимые адские мучения.

Мотовилов незамедлительно сообщил об этом архиепископу Воронежскому Антонию. Антоний принял его и действительно убедился, что он в таком состоянии. Сам Мотовилов писал, что «я чувствовал, как сожигался, но не сгорал».  Это хладный огонь, горит внутри, но он как льдина был. С него периодически снимали геенскую сажу, что было видно для всех. По желанию епископа Воронежского Антония, Мотовилов с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптилась, но даже не согрелась. Этот удостоверительный опыт он записал на бумаге и к тому описанию приложил отпечаток своей руки в копоти. Вот что значит все существо было пронизано огнем геенским.

Следующая мука – червь неусыпающий и адские нравственные томления. Даже страшно говорить об этом. Скажем только, что эти черви видны были только самому Мотовилову и архиепископу Антонию.

Перестали эти муки лишь после исповеди и причащения святых Тайн Господних, молитвами архиепископа Воронежского Антония и заказанными им по всем 47 церквам Воронежским и по всем монастырям за болящего раба Божия Николая.

Но осталось беснование в нем ещё на 30 лет. Мотовилов имел видение своего покровителя, преподобного Серафима Саровского, который утешал страдальца обещанием, что ему дано будет исцеление при открытии мощей святителя Тихона Задонского и, что до того времени, вселившийся в него бес уже не будет его так жестоко мучить.

Действительно, через 30 лет, в 1861 году Мотовилов стоял в алтаре, молился, обливаясь горькими слезами, обращаясь к преподобному Серафиму и к святителю Тихону Задонскому, чтобы Господь избавил его от этого беснования. Во время пения херувимской песни он взглянул на горное место и увидел на нем святителя Тихона Задонского. Святитель благословил плачущего Мотовилова, и стал невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным от демона.

Вот такая трогательная история. Будем же, братья и сестры, помнить об этом и тогда поймем, почему еще в Ветхом Завете было сказано: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39).  А сегодня будем с трепетом молиться Господу, чтобы на Страшном суде услышать глас для праведных: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25:34), уготованное для всех любящих Бога. Аминь».

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина