Неделя о мытаре и фарисее | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
5 февраля, 2023

Неделя о мытаре и фарисее

Бузулук. 5 февраля 2023 года в Неделю о мытаре и фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин, клирики собора протоиерей Виссарион Илларионов и иерей Анатолий Андреев. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.

 После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры с подготовительной Неделей, именуемой о мытаре и фарисее. Вот и приближаемся мы к Великому посту, который будет готовить нас к Пасхе Христовой. Вчера за всенощным бдением слышали пение после Евангелия: Покаяния отверзи ми двери, и вот так наступает подготовительный период. На прошлой Неделе Святая Церковь призывала нас в лице Закхея искать Бога, алкать и жаждать Богообщения.

Сегодня же Святая Церковь показывает нам, как мы должны молиться и в храме, и дома. Ибо Великий пост подразумевает пост, молитву и покаяние. И на примере двух человек — мытаря и фарисея, показывает Господь как нужно молиться.

Евангелие говорит, что зашли в храм фарисей и мытарь. Фарисеи – это класс людей, которые учили иудейский народ, которые знали Священное Писание, и во многом исполняли. Они были уважаемы народом и находились в привилегированном состоянии. Вот фарисей зашел в храм и стал благодарить Бога. Конечно, в этом ничего зазорного нет, все мы должны начать свою молитву с благодарения. Но вот что произошло дальше, то и дает нам как нравоучение Святая Церковь. Что же произошло? Фарисей стал хвалиться перед Богом, что он постится два раза в неделю, десятину дает, как и положено по закону от всего, что стяжал, и вообще, что он хороший человек. А это уже плохо, что человек находится в таком самомнении. И еще хуже, он стал оглядываться, прошел вперед и говорит: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18:11).

Конечно это никуда не годиться. И Святая Церковь нас предупреждает, чтобы мы не повторяли таких грехов. Смиренно о себе мудрствовали: всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры (Рим. 12:3).

Благодарить Бога за то, что дано нам все необходимое для спасения это естественное явление, а свои добрые дела выставлять на показ пред Самим Богом – это уже безумие.

А как молился второй человек – мытарь? Здесь показан класс людей совершенно других. Мытарей не любили в обществе за то, что они собирали налоги и не в пользу своего государства, а чужого, в пользу Рима, который поработил тогда Иудею. И не просто собирали в пользу захватчиков, но и собирали больше чем положено для своей пользы. Обогащались этим.  Конечно все их презирали. И вот этот человек зашел и как он молился? Так должен каждый из нас молиться. Он даже не смел глаз поднять к небу, но наклонив голову просит: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13). И помиловал его Господь. Как говорит Евангелие: сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

Вот это и показывает нам сегодня Святая Церковь. И мы должны Великим постом познать свои грехи и покаяться в них. Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас тому, что наши добрые дела или наша нравственная чистота – не являются предопределением того, что мы спасаемся. Спастись может только смиренный человек, который все делает, и постится, и молится, но не превозносит себя, не осуждает других. Поэтому цель всех наших добрых дел – это путь к смирению.

А что такое смирение? Смирение – это когда человек видит не чужие, а свои грехи и кается в них перед Господом Богом. Как мытарь вопиет перед Богом: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18:13). Вот к чему призывает нас Святая Церковь.

А если будем как фарисей, невзирая на свои собственные недостатки видеть недостатки других и осуждать их, хвалиться, что мы лучше их, то конечно не увидим спасения. Вот братья и сестры чему нас учит эта подготовительная Неделя. И чтобы мы не забывали о смирении, в знак того, что нельзя хвалить себя и осуждать других Святая Церковь отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу только потому, что фарисей хвалился: Я пощусь два раза в неделю (Лк. 18:12).

Видите, как важно, чтобы мы не превозносились, но видели свои согрешения и приходили к смирению, которое и приведет нас ко спасению. Аминь».

После Божественной литургии Владыка Алексий отслужил заупокойную литию по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года, на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.  

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина