Неделя 5-я Великого поста, память преподобной Марии Египетской | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
21 апреля, 2024

Неделя 5-я Великого поста, память преподобной Марии Египетской

Бузулук. 21 апреля 2024 года в Неделю 5-ю Великого поста, память преподобной Марии Египетской, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с пятой Неделей Великого поста.

Сегодняшнее воскресенье посвящается преподобной Марии Египетской, подвижнице конца V начала VI века, преставилась она в 522 году. Она преподает всем нам величайший урок и пример истинного покаяния во грехах. Ее житие многие прекрасно знают, но кратко, для нашего назидания, повторим.

Родилась она в портовом городе Александрии, и с юных лет потеряла девство. Как она сама говорит, 17 лет занималась делами мирскими, делами грешными и стала падшей женщиной. Однажды она поехала в Иерусалим, но не для того, чтобы поклониться святыням, а для того, как пишет житие, чтобы больше было с кем предаваться любодеянию.

И когда пришла она в храм Воскресения Господня для того, чтобы поклониться Животворящему Кресту Христову, ибо был праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, то не смогла. Всех Святая Церковь принимала, а ей возбранял Господь. Как она ни старалась пройти через церковные двери, не могла. Неведомая сила удерживала ее.

В этом проявилась величайшая любовь Божия, которая таким образом разбудила ее спящую душу. Она с воплем и рыданием обратилась к иконе Божией Матери, осознав свое падение, что всех Святая Церковь пускает к святыне, а ее нет. И тогда Матерь Божия возвестила с иконы: Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой. После этого она беспрепятственно приложилась ко Кресту. Мария пошла в сторону Иордана, там в храме у Иордана причастилась, переночевала на земле до утра, и на лодочке переплыла на другой берег.

Сейчас пустыня Иорданская представляет собой цветущие города государства Иордании. Но есть там еще пустынные места, о которых говорит Священное Предание. Такие безводные, безлюдные места. И вот там Мария подвязалась. 17 лет борясь со своими страстями, и потом еще 17 лет, уже находясь в равноангельном состоянии, когда как Сам Спаситель прошла по водам Иордана. И перед преставлением своим, Господь представил ей старца Зосиму, который причастил ее Святых Христовых Тайн и передал ее житие.

И мы, зная об этом, задаемся вопросом, как быть нам, каким образом подражать ее подвигу. Конечно, необязательно идти за Иордан, тем более там сейчас нет такой пустыни. Но, как говорит в своей проповеди Святейшей Патриарх, вместо этой пустыни можно войти во внутреннюю пустыню посещая храм Божий. Когда приходим в храм Божий, то необходимо оставить за пределами храма всю суету мирскую, все попечения житейские. А время на богослужении посвятить единственно Господу Богу, искренне молиться, и вот это будет для нас пустыня. И не только в храме, но и в домашней молитве также, когда молимся, оставить всю суету. Как говорит Священное Писание: вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему (Мф. 6:6).

Здесь говорится именно о том, когда молимся, затвориться от всего. В наше время это значит выключить отвлекающий нас телефон, для того чтобы действительно предстоять перед Господом Богом, так как она предстояла. Вот это будет для нас подражание ее подвигу.

И к чему это приводит, мы видим уже в ее житии. Она сама рассказывала, как дикие звери ее терзали помыслы. Все то, к чему она привыкла, все это влекло ее, но она падала ниц и не вставала пока не совершалось покаяние.  Пока Поручительница ее, Матерь Божия не давала того покоя и того света, с которым она жила. Вот для этого, братья и сестры, нам предлагается подвиг Марии Египетской.

Действительно, не трудно, когда пришли в храм Божий все оставить, и иметь такую веру, как маленькое горчичное зерно. А что это значит? Это значит, что мы сейчас за богослужением слышим пение хора «Господи помилуй», видим священнодействие духовенства, и это не что-то мнимое, а это действительное. Господь предстоит!

Алтарь, престол, который не только символизирует престол Божий на Небесах, но и действительно в Таинствах пребывает здесь на престоле Сам Господь. Вот такую веру иметь, что действительно перед Богом стоим. И как тогда можно допустить разговоры, вялость, хладность, невнимание к службе, конечно тогда этого не будет.

Вот Спаситель и говорит ученикам, если будете иметь веру, как зернышко малое, из которого вырастет большое дерево, то все сможете. Даже если скажете горе сей двигнись, то исполнится. Это символически говориться нам, что гора – это наши проблемы, наши печали, нужды, по твердой вере они могут сами отойти, одним словом.

Но должно быть это слово такое, действенное, имеющее твердую веру, что Христос невидимо предстоит здесь, что действительно мы на службе перед Ним. И все наши прошения Он слышит, все наши возгласы, во мгновение ока могут претвориться в дело. Как говорит Иоанн Кронштадтский, как легко нам только помыслить, а Ему удобно это исполнить.

Вот если такую веру будем иметь, то это будет для нас пустыня. И так часто упражняясь, приходя в храм Божий, будем подражать Марии Египетской. И дома в молитвах, тогда будем ждать времени, когда же кончится дневная суета, чтобы предстать перед образами и помолиться Господу Богу. Вот когда достигнем такого состояния, тогда поймем, что значит войти во внутреннюю пустыню.  

Будем же, братья и сестры, внимательнее в своей жизни. Будем просить у ныне прославляемой Марии Египетский, чтобы она и нам всем дала крупицу той веры, в которой она жила. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами ныне прославляемой преподобной Марии Египетской даруй нам такую веру, даруй нам спасение. Аминь».

На богослужении были вознесены особые прошения и молитвы о святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора, а также специальная молитва о помощи и утешении всех пострадавших от наводнений в Оренбургской области. 

После Литургии духовенство Свято-Троицкого кафедрального собора совершили Таинство Соборования.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина