Бузулук. 28 января 2024 года в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, память преподобных Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), протоиерей Александр Бузыгин, иерей Вадим Зотов. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем.
Сегодня мы слышим Евангельское повествование о том, как к Спасителю подошел некий князь иудейский с вопросом: что сотворив, живот вечный наследую? (Лк. 18:18). Господь ему ответил: знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою (Лк. 18:20). Тогда вопрошающий сказал, что все это он исполнил, и что еще ему сделать, чтобы унаследовать Жизнь Вечную? Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18:22). Услышав эти слова, он поник головою и отошел от Господа.
Тогда Господь говорит: трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18:24-25). Ученики изумились тогда, как же так? Ведь богатый значит облагодатственный. В Ветхом Завете так и считали. Но Спаситель сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).
Вот, братья и сестры, какое Евангелие. В Ветхом Завете считали, что, если человек богатый, значит праведный. Иногда такое было, как видим на примере Иова Многострадального, который был самым богатым человеком и самым добродетельным. И в Новом Завете есть такие примеры, но не всегда так. Бывает богатство затмевает сердце человека и тогда уже исполнять заповеди он не может. Ведь все заповеди заключаются в одной заповеди – о любви к Богу и ближнему. А человек, который имеет жестокое сердце, который затмил сердце богатством или другой страстью, не может любить ни Бога, ни ближнего.
Поэтому и говориться в Евангелие, что мы должны исполнять все заповеди, чтобы не было ни одной заповеди не исполненной. Ибо говориться: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).
Как видите тот человек действительно добродетельный, все перечисленные заповеди он исполнял, но одна страсть – пристрастие к богатству, лишила его всего. Отошел от Господа. Это же равносильно призванию, как апостолов Господь призвал, так и его призвал. Но он не смог. Вот какая опасность, братья и сестры, пристращаться к чему-то ни было. И не только к богатству. К какой-то вещи, к какому-то предмету, человек так пристращается, что меняет на него само Царство Божие. Будем же внимательны, чтобы исполнять заповеди Божии и спасаться о Господе.
В апостольском чтение мы сегодня слышали как бы продолжение и пояснение евангельских слов: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3:12-17).
Вот такими прекрасными словами назидает нас апостол Павел. И действительно эти слова исполнили в жизни своей преподобные и богоносные отцы наши. Как сегодня воспоминаемые Павел Фивейский и Иоанн Кущник. Скажем несколько слов о них для нашего назидания.
Павел Фивейский жил в III-IV веке в Египте, в городе Фиваиде. Оставшись сиротой, он остался на попечении своего дяди, который был жестоким человеком. Когда Павел достиг совершеннолетнего возраста, то его дядя договорился с гонителями, дабы выдать его палачам, чтобы казнили Павла и все имение досталось бы только ему. Узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей, Павел все оставил и удалился в Фиваидскую пустыню.
Можно сказать, что он первым был, кто удалился в эту пустыню, и был основоположником монашеской жизни. В пустыне этот юноша прожил 91 год. И настолько преуспел, что Бог посылал ему ворона с куском хлеба, которым он и питался вместе с плодами финикового дерева.
Когда настало время отойти в вечность, Господь направил к нему, такого же высокого в духовной жизни, Антония Великого. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, как он, и тогда он услышал глас: Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его. Антоний пошел и нашел пещеру святого Павла.
Ясно, что прозорливый старец вышел на встречу Антонию и долго они беседовали. Павел рассказал все то, что теперь написано в его житие. Во время беседы прилетел ворон и принес им два куска хлеба. Насытившись, преподобный Павел сказал, что пришло его время отойти ко Господу, и сложив руки крестообразно, предал душу свою Господу. Преподобный Антоний видел, как его святая душа в окружении ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Прожил преподобный Павел 113 лет.
Антоний похоронил его с честью там же, а его одежду из пальмовых листьев, он взял как драгоценную святыню и надевал только два раза в год – на Пасху и на Святую Троицу.
Вот такие высокие люди, которые в точности исполнили то, что мы сегодня слышали в Священном Писании.
Ну и скажем о преподобном Иоанне Кущнике. Он жил в Константинополе в V веке. Его житие примерно, как у Алексия человека Божиего. Когда Иоанн пришел в совершеннолетний возраст, то так пожелал работать Единому Господу, что пошел в Иерусалим на поклонение святым местам и там и остался. В монастыре он настолько преуспел, что старцы удивлялись, как этот юноша исполняет все, а ведь ему и 20 лет тогда не было.
Враг принес ему такой помысел – скуки о родственниках. Конечно, плакали и печалились родители. Иоанн открылся духовнику и тот благословил его отправиться к родителям, удалить скуку и вернуться обратно. Так он и сделал, но он не стал открываться родителям и поселился у ворот родительского дома в куще, то есть в палатке, откуда и наименование святого – Кущник. В монастыре Иоанн вел аскетический образ жизни, вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что родители его не узнали.
Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в этой куще, терпя голод, холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Перед кончиной преподобному в видении явился Господь, открыв ему, что приходит конец его скорбям и через три дня он будет взят в Царство Небесное.
Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына.
Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой завещал похоронить его на том месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое носил при жизни. На месте его погребения родители построили храм и странноприимный дом. Преставился преподобный в возрасте не более 25 лет, мощи его хранятся в Риме.
Молитвами преподобного Павла Фивейского и преподобного Иоанна Кущника да помилует Господь всех нас. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина