Бузулук. 14 июля 2024 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев) и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем.
Сегодня мы слышим в Священном Писании такие слова: Светильник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет:аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет (Мф. 6:22).
Здесь под оком подразумевается сердце человека, поэтому оно в единственном числе пишется. А тело – это вся наша внутренняя духовная жизнь. Иначе говорится, если сердце твое чистое, то вся жизнь твоя будет чиста. Все твои стремления, все помыслы, все дела будут светлые. А если же лукаво будет твое око, то есть твое сердце лукаво, то, как бы человек ни старался, все дела его будут лукавы. Страшное изречение Священного Писания. Если мы не храним сердца своего, иначе совесть свою, то все дела будут темны. Все намерения, все помышления, все будет мрачно, все будет греховно.
Вот откуда получаются такие грехи, такие падения, все то, о чем удивляемся, что ох какой человек, но что он сделал. А вся причина в том, как видите, что если око твое лукаво, то все дела твои будут темны.
И далее Господь говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. (Мф. 6:25). Иначе говорит, что первостепенно пекитесь о том, чтобы око твое было чисто, совесть была чиста, сердце было чистое, тогда все будет хорошо. А что проку, если человек первостепенно будет искать во что одеться, что есть, что пить? Чем тогда будет отличаться человек от бессловесных животных? Вот об этом говорит дальше Господь.
Но вся наша жизнь заключается в том, чтобы сохранить сердце, сохранить душу, сохранить совесть в чистоте. Святая Церковь предлагает нам множество средств для этого. И молитва, и пост, и воздержание, все подвиги, все добродетели способствуют тому, чтобы очистить свою душу, свою совесть, приучить себя к добродетели. Очистить, чтобы действительно светлым была душа, сердце, совесть наша. И среди этих средств, сегодня мы слышим уже в апостольском чтении, апостол Павел говорит, что нам надлежит хвалиться не только благодатью Божией, через которую мы спасаемся, но даже хвалиться своими страданиями. Вот это непонятно, как это? А это очень просто. Апостол выдвигает эти страдания, которые выпадают на нашу долю, никто не может миновать их, иначе называются они стрессы, страсти, страдания, он благодарит Бога за них и хвалится этим.
А как они страдали? Все закончили жизнь мученической смертью. И поэтому они, и после них все мученики, хвалили Бога, благодарили Бога за эти страдания. Почему? А вот он и говорит, нам даны они как величайшее средство для очищения души, потому что через страдания мы приобретаем терпение. Вот как переносить скорби, лишения, страсти – терпением. Потому что терпение приводит человека уже к следующей ступени совершенства. Через терпение человек получает мудрость, получает опыт. А в славянском переводе – искусство. Искусный, говорят про человека, в том или в другом. А в духовной жизни искусство достигается через терпение. А через искусство человек получает следующую добродетель – мудрость. А дальше – надежду. И Господь, на эти добродетели, дает Свою любовь.
Вот почему и призывает апостол Павел не роптать, не унывать, но терпеть. Ибо, как видите, через терпение человек получает и искусство духовное, и мудрость, и надежду. Надежда, в славянском переводе, это упование. И говорит Священное Писание: по чаянию и упованию моему, я ни в чем посрамлен не буду (Флп. 1:20). Упование привлекает любовь Божию.
Вот видите, какая схема духовной жизни. Схема та, которая приводит нас к чистоте сердечной. А если будет чистое сердце, то вся жизнь наша будет чистой. Вот такая мудрость духовная сегодня изливается через Священное Писание. Поэтому мы тоже, братья и сестры, будем же внимательны к своей жизни. Цель жизни нашей – очищение своего сердца. Ведь все святые об этом говорят единогласно.
Преподобный Серафим Саровский говорит, что цель жизни в стяжании благодати Святого Духа. То есть очищение своего сердца, своей совести, и тогда вся жизнь будет такая, как у Серафима Саровского, как у святых. Будет жизнь богоугодная, будет жизнь светлая, будет жизнь радостная. Поэтому и говорит Господь: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Сейчас, во время земной жизни, Царство Божие уже внутри нас. Через вот эти добродетели. Если мы не только ту благодать, которую явно человек восхваляет, но и даже скорби, страдания, лишения, сейчас называют их стрессы, будем использовать во спасение, то мы приобретаем терпение, мудрость и надежду, которые привлекают любовь Божию.
Будем же таким образом подвязаться, очищать свое сердце и радоваться всему. Но здесь надо сказать еще одно слово. Терпение подразумевает именно такое терпение, не с озлоблением, не с помыслами о мести, скрежета зубами терпеть, но так, как учат апостолы, чтобы это приводило к любви к Богу и к ближним, к обидчикам. Вот тогда только мы придем к тем благам, о которых мы сейчас говорим. Поэтому, сегодня слыша эти прекрасные слова Священного Писания, о светильнике, о терпении, будем подвязаться.
И да дарует Господь, нам силу, крепость и помощь свою во все дни жизни нашей, чтобы так поступать, очищая, освящая, просвещая свое сердце, и тем спасаясь о Господе. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина