Бузулук. 20 октября 2024 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, память мучеников Сергия и Вакха (290–303), святителя Ионы Ханькоуского, епископа (1925), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, иерей Михаил Цапяк, иерей Вадим Зотов и диакон Иоанн Шумилин.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Трогательное Евангелие в сегодняшний день мы слышим братья и сестры.
Господь идет со множеством народа и учениками своими, и подходит к городу Наин, где встречается с непростой похоронной процессией, ибо хоронили юношу, который был единственным сыном вдовы. Внезапно умирает единственная надежда, горе страшное. Она рыдает, плачет вслух. И народ весь вместе с ней плачет. Интересно, наверное, думали апостолы, как поступит Спаситель, зная, что Он имеет власть над смертью?
И действительно, подходит Господь ко гробу и приказывает носильщикам остановиться. Женщина безутешно плачет. Спаситель обращается к покойному: юноше, тебе глаголю, востани (Лк 7:14). И вот чудо, покойный встал и заговорил. Спаситель берет его и отдает матери. Все в ужасе, все пораженные этим чудом стали вопиять: пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людей своих (Лк. 7:16).
Это чудо, братья и сестры, поражает не только их, но и мы, слыша это чудо удивляемся силе Божией. Здесь уже умолкли фарисеи, те, которые искали всегда против Спасителя каких-то наветов. Ведь если сейчас только он умер, то они потом бы сказали, что он не умирал, а просто летаргический сон был или обморок. Но ведь покойный, который уже день два лежал дома, и вот уже начинает разлагаться и несут его на кладбище, но Спаситель, одним словом, возвращает его к жизни.
Это утешительное событие для нас. Здесь показано как во время Второго Славного Пришествия воскресит Господь каждого из нас. Когда уже останется только прах где-то в могиле или даже не останется его. Из ничего сотворивший человека воскресит каждого из нас. Вот об этом и надо всегда помнить. Сегодня, слыша это трогательное Евангелие, будем помнить, братья и сестры, что и нам некогда предстоит это страшное славное Воскресение. И праведные воскреснут, чтобы услышать вожделенный глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Но грешные услышит другой глас: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).
Об этом и призывает помнить сегодняшнее Евангелие. Ведь не только смерть телесная, когда душа разлучается с телом, но и смерть духовная бывает. Об этом Сам Спаситель сказал: пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов (Лк 9:60). Это Он сказал одному призванному следовать за Ним вместе с апостолами. Один человек тоже хотел следовать за Спасителем. Господь, видя его, наверно, чистую душу, говорит: следуй за Мной. Но он говорит: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Лк. 9:59). Ничего подобного не говорили другие апостолы. И что говорит Господь? Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. (Лк 9:60). И тот опустив голову отошел. Но вот это слово, пусть мертвые похоронят своих мертвецов, мы должны знать и помнить всегда. Это же о живых Он говорил. Значит во время земной жизни, если человек не живет духовно, то он мертв духовно.
И, наверное, вы тоже привлекаете многих приходить в храм Божий, не имея успеха, потому что мертвые люди, душа уже мертвая. Не слышат они. И говорит Господь, что они, видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13:13). Потому что мертвые духовно.
Так вот будем заботиться, чтобы это умерщвление духовное оживотворить, воскресить через покаяние, через жизнь духовную. И так много таких мертвецов, так много людей, которые очами смотрят, но ничего не видят, которые ушами слушают, но не слышат того, что нужно было слышать. Вот поэтому сегодня, слыша это Евангелие, мы будем единственно просить о том: Господи, оживотвори нашу душу, умерщвленную грехами, и не попусти, чтобы грех вошел в наше сердце, в нашу жизнь и умертвил нашу душу бессмертную, до разлучения души с телом. Ибо если эта мертвость духовная сейчас не будет исправлена, то тогда это верный знак, что после разлучения с телом, эта умерщвленная грехами душа пойдет в бездну, в ад.
Да избавит нас Господь от этого умерщвления. И сегодняшнее Евангелие, да будет для нас всегда мощным средством к тому, чтобы всегда помнить о своей бессмертной душе. Чтобы помнить о том, что придет время, когда нам тоже надлежит предстать пред Господом. Поэтому еще в Ветхом Завете было сказано: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39).
Будем помнить об этом. Будем помнить об этом страшном явлении, что душа наша может быть умерщвлена грехами. Да сохранит нас Господь от этого умерщвления греховного и дарует нам здравие, души, а вместе с ней и тела. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина