Не быть мертвыми духовно | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
18 декабря, 2022

Не быть мертвыми духовно

Бузулук. 18 декабря 2022 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, память прп. Саввы Освященного (532), свт. Гурия, архиепископа Казанского (1563), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.

Его Преосвященству сослужили: иерей Дионисий Горбунов, архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов, иерей Анатолий Марченков и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Трогательное Евангелие сегодня предлагает нам Святая Церковь, о исцелении десяти прокаженных. Прокажение – это страшная болезнь и слава Богу, что в нашей местности нет такой болезни, а в южных жарких странах до сего дня есть она. Эта болезнь, как говорит Иоанн Кронштадтский, есть только отблеск, прообраз духовного прокажения всех нас. У прокаженного еще сердце бьется, мозг работает, но тело начинает гнить так же, как у мертвеца, у него даже отпадают некоторые части тела, заводятся черви и смрад как от покойника. Вот какой страх! Причем болезнь переходящая, поэтому тут же их изолировали от общества, и родственники приносили в установленное место пищу куда прокаженные приходили забрать ее и уходили опять ждать своей смерти.  

И здесь уместно вспомнить слова Спасителя: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лук.9:60). Так Он ответил человеку, который сказал, что готов пойти с Ним, но у него были престарелые родители, которых он сначала хотел похоронить. Мы видим телесными очами тело, которое бывает мертвым, а душу мы не можем видеть, душу видит Сам Господь, видят святые которые молятся за нас и видят люди преставившиеся. Боже мой, бывают мертвые, смердящие души, а мы не видим их, как ни в чем не бывало живем, радуемся, веселимся. Вот братья и сестры для чего показывает нам Господь прокаженных.

Святитель Иоанн Златоуст тоже говорит на эту тему. Это равносильно если человек будет ходить с маленьким гробиком, со своей мертвой душой. И вот так бывает, что человек еще живой, но носит свою мертвую душу. Какие грозные и страшные слова. Все это открыто ном для того, чтобы мы осознали, что такое грех. А то с такой легкостью относимся ко греху, не могу бросить курить, не могу бросить пить, одолевает гордость, зависть, ненависть, ревность, все то, в чем мы каемся на исповеди. А все это причина умерщвления души. Равносильно как клетка раковая разрастается, так и любой грех разрастается и душа бедная начинает смердеть и умирает духовно еще до смерти телесной. Поэтому Господь попускает нам неприятности, чтобы мы пришел в себя. Как блудный сын пришел в себя, когда кончилось у него пропитание: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк 15:17).

Поэтому Господь и дает испытания. Вот сейчас идет война, и что бы люди и на Руси Святой, и в Украине, и на Западе увидели свое духовное состояние Господь дал такое горькое лекарство и только если действительно лекарство подействует, люди осознают свое удаление от Бога и начнут обращаться ко Господу и искренне покаются, тогда и отымется это горькое лекарство. А если нет? На нет и суда нет. Прокажение телесное – это как бледное подобие нашего духовного прокажения. Вот какие страшные слова мы слышим сегодня в Священном Писании.

Дальше можно сказать, что было 10 прокаженных и Господь исцелил их одним словом, но только один возвратился. Они должны были пойти и взять свидетельство у священника, что они теперь могут находиться в человеческом обществе. Но когда прокаженные почувствовали себя исцеленными, то только один вернулся с благодарностью и тот был самарянин: Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лук.17:15,16). Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лук.17:17-19). Получили исцеление и забыли про Господа. Вот такими неблагодарными бываем и мы. Крещением омыл Господь наши грехи, на исповеди бываем, на причастии, но получив облегчение, почувствовав, что тяжесть греха ушла тут же забываем о милости Божией и становимся в числе девяти неблагодарных прокаженных, забывших Господа.

Но Богу нужно не наше благодарение, Богу нужно, чтобы мы помнили, благодарили и впредь не согрешали. А тут получили исцеление и снова вернулись к своим грехам, ради которых и получили прокажение. Поэтому вразумимся братья и сестры особенно сейчас, в эти тяжелые времена, когда идет такая междоусобная брань. Будем молиться и за самих себя, за всех братьев и тогда Господь отнимет это горькое лекарство.

Несколько слов скажем и о святых, которые сегодня прославляются. Это преподобный Савва Освященный и святитель Гурий Казанский. Если до этого речь шла о прокажении, то здесь само название – преподобный Савва Освященный говорит о святости. Он жил в конце V века начале VI века, в 536 году он преставился. Кем же он был? Он был сыном военачальника Иоанна, его мать звали София, жили они в Каппадокии. Иоанн по долгу службы обязан был ехать в длительную командировку в Александрию, он взял с собой супругу Софию, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Дядя был благочестивым, привил его к монастырю святой Флавианы, который был рядом. И он настолько прилепился ко Господу, скорбя о том, что родители уехали, и он в этих слезах так молился, что получил дар молитвы, а когда родители приехали и стали уговаривать его, чтобы он последовал за ними, военное образование получил, женился, он наотрез отказался всем этим заниматься. Он сказал, что вкусил единственное на потребу и от этой молитвы его теперь ни смерть, ни нагота, ни высота, ни глубина, как говорит апостол Павел, никто не может разлучить, и он теперь будет идти путем богоугождения.  

Родители не препятствовали его выбору и действительно в 17-летнем возрасте он принял монашеский постриг в этом же монастыре святой Флавианы. В течение 10 лет подвизался там и потом пошел в Иерусалим на поклонение святым местам, освященным стопами Самого Господа. Пришел к пустыннику Евфимию Великому и тот увидел в нем настоящего подвижника. Преподобный направил его в общежительный монастырь к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря, где он подвизался до 30-летнего возраста. Феоктист видя доброе расположение Саввы помогал ему возрастать и после того, как Феоктист умер, преподобный Савва пять лет находился в пещере по благословению нового настоятеля. Как видите еще молодой, но ему уже разрешали уединяться в пещере. Преподобный Евфимий Великий наблюдал за ним и называл его «отроком-старцем», а через 5 лет стал брать его с собой в пустыню Рув у Мертвого моря.

Великим Постом преподобные уходили в пустыню и до Входа Господня в Иерусалим находились там. Преподобный Евфимий удивлялся высоте и чистоте преподобного Саввы. А когда Евфимий Великий преставился, то преподобный Савва, получив заранее благословление от него, поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Со временем стали приходить к нему люди, его поклонники, чада духовные и образовалась Лавра преподобного Саввы. До сего дня эта Лавра около Иерусалима действует – Лавра преподобного Саввы Освященного.

Преподобный Савва Освященный написал первый устав церковных служб – «Иерусалимский» устав, принятый всеми Палестинскими монастырями, а после Крещения Руси принятый и нашей Русской Православной Церковью.

Скажем несколько слов о еще одном святом тоже такой же величины – это святитель Гурий, архиепископ Казанский. Гурий первый архиерей Казанский. Когда в 1555 году Иоанн Грозный освободил Казань, то искали достойного, который сможет там просветить новокрещенных татар. И по жребию был выбран именно Гурий, который также с юных лет подвизался в молитве и богомыслии. Родом он из Радонежа, Подмосковья, откуда и преподобный Сергий Радонежский. Гурий происходил из дворянской семьи.  Однако, чтобы помочь семье, отцу, многочисленным братьям и сестрам он поступил на служение к князю Ивану Пенькову. Не нарадовался князь такому доброму помощнику, но враг рода человеческого всегда преследует всякое добро. Он оклеветал Григория, так звали его до пострига, что он имеет нечистую связь с женой князя. Не разобравшись, князь заточил его в темницу. Несколько лет он там томился, подорвал здоровье, но и там не унывал. Как образованный человек он писал маленькие книжечки и раздавал их детям, а если приносили за них плату, то раздавал ее нищим. Как видите и там преуспел.

Когда он был освобожден, то отправился Григорий в Волоколамский монастырь, самый строгий. Там принял постриг с именем Гурий и потом в течение 9 лет был игуменом монастыря. Два года, после девятилетнего игуменства, испросив благословение пробыл в уединении. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских храмов.

В 1561 году он тяжело заболел, не имея сил ни ходить, ни стоять. На носилках его приносили в храм, так в течение двух лет он молился и преставился ко Господу (+5 декабря 1563 г.). Святитель Ермоген, будущий Патриарх 4 октября 1595 года обрел его нетленные мироточивые мощи.

Вот какие два полюса мы видим сегодня, с одной стороны прокаженные из-за грехов, а с другой стороны такие святые подвижники как преподобный Савва Освященный и святитель Гурий Казанский. Их же молитвами да дарует Господь Бог нам разум истинный, чтобы не быть нам мертвыми духовно, не быть прокаженными душевно, но спасаться о Господе.  Аминь». 

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина