Бузулук. 18 января 2024 года в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий возглавил Царские часы, Изобразительные, Вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого с чином Великого освящения воды в Никольском соборе.
Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин и клирик собора протоиерей Александр Аухимик. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
По заамвонной молитве епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, в сослужении духовенства, совершил чин Великого освящения воды.
По окончании богослужения Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с преддверием Крещения. Сегодня Навечерие Богоявления, завтра – сам праздник Богоявления.
Слава Богу после Рождества Христова мы прославляли Господа в течение двух недель, которые именуются – Святками. Тем самым приготовились к тому, чтобы через Святую Крещенскую воду благодать Божия могла войти в нас, в наши сердца, в нашу жизнь. На Крещение Господь освящает все водное естество. Сегодня ночью на источниках и в специально оборудованных местах можно набирать святую воду, которая освящается благодатью Святого Духа через Церковь Божию с первых веков христианства.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что благодать Святого Духа пребывает в святой воде, которой мы окропляемся, пьем ее, освящаем свои жилища. Нам же необходимо позаботиться о том, чтобы эта благодать действительно спасала нас? Ведь если мы недостойны, то благодать не коснется наших сердец. Мы причащаемся, принимаем святую воду, и эта благодать одних спасает, а других нет. А почему так? А чтобы благодать Божия действительно спасала нас необходимо обратить внимание на свою внутреннюю духовную жизнь.
Апостол Павел прямо говорит о делах, живущих по плоти и о плодах, живущих по духу: к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5:13-26).
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:1-2).
Вот какие важные слова сегодня мы слышали из Священного Писания для нашего назидания. Будем же стараться стяжать плоды духовные и всячески избегать перечисленных дел плоти. И началом нашего исправления да будет вот эта святая вода, а потом предстоит нам Великий пост, когда уже духовно будем очищаться. Иначе неправедные Царства Божия не наследуют.
Вот приведу вам такой пример, как нераскаявшаяся отроковица, при видимой благополучной жизни, оказалась в аду. Святитель Игнатий Брянчанинов описывает это так: В некотором женском монастыре жила при игумении её племянница, прекрасная собою, по наружности, и хорошего поведения. Все сестры любовались и назидались ее добротой и необыкновенною скромностью. Внезапно отроковица скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа её воспарила в райские обители. Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы удостоилась ее племянница в лике блаженных?
Однажды, когда игумения, в келейной тишине ночи, стояла на молитве, – внезапно расступилась земля перед её ногами и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть – и видит среди адского пламени свою племянницу. «Боже мой! – отчаянно воскликнула она. – Тебя ли вижу я?» – «Да», – со страшным стоном произнесла погибшая. – «За что ж это? – с горестью спросила старица. – Я надеялась видеть тебя в Райской славе, среди непорочных агниц Христовых, а ты… За что это?» – «Горе мне окаянной! – простонала мучившаяся. – Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени. Ты хотела видеть меня – и Бог открыл тебе тайну моего положения». – «За что ж это?» – снова сквозь слезы спросила игумения.
«За то, – отвечала мучившаяся, – что я в виду вашем казалась девственницею, а на самом деле было не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела я не сумела сохранить в Непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке.
По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним. И, понимая, что это грех, стыдилась открыться в нём духовнику при исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей, святые Ангелы возгнушались мною и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, и нет конца мучению для отверженных Небом!» Сказав это, несчастная застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении.
Вот такая чистая отроковица за эти помыслы и внутренние вожделения попала в ад, ибо Господь говорит, если в сердце своем вожделеешь, то уже прелюбодействовал. Будем же внимательны, братья и сестры. Возьмем же сегодня святую воду, будем пить ее во исцеление и исправление нашей жизни. И так будем проповедовать и своим сродникам и близким. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Аминь».
После богослужения все желающие смогли набрать святой воды.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина