Бузулук. 28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, память мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322); прп. Паисия Величковского (1794), начало Рождественского поста, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий возглавил Божественную литургию и накануне вечернее богослужение в Никольском кафедральном соборе.
Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Аухимик, иерей Анатолий Андреев, и диаконы Давид Ганиев и Дионисий Горбунов. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вступаем в период Рождественского поста, равновеликого Святой Четыредесятнице, когда мы стараемся проникнуть в тайны воплощения Бога Слова. Если в Великий пост нам больше предлагается размышлять над тайной Креста и Воскресения, то здесь мы призваны осознать свою греховность, смириться и принять в свое сердце Спасителя мира.
Видение своих грехов необходимо для того, чтобы осознать нужду в пришествии Спасителя. Господь пришел на землю, когда наступило «исполнение времен», т.е. когда мир, погруженный во мрак греха, чаял избавления от его тирании, ждал пришествия Избавителя. Господь родился во тьме Вифлеемской ночи, чтобы миру воссиял свет. Он рождается в яслях для скота в напоминание о том, что и наша душа часто уподобляется этой пещере с бессловесными животными – страстями, от которых исходит зловоние греха. Христу нет места в гостинице нашего сердца, потому что оно занято иными, часто чуждыми Бога мыслями и чувствами. Но Он являет великое смирение, заходит в захламленное и нечистое сердце грешника, чтобы расположить его к покаянию. Когда свет Божества касается нашей души, мы начинаем осознавать, как она темна, как много в ней греховного, и каемся. Видение своей греховности смиряет и учит покаянию, которое рождает благодарность и устремление к Богу в молитве.
Вера – это великое таинство, самая первая добродетель верующего, и без нее ничего не может произойти в духовной жизни. Положим, есть у нас близкий друг и мы уверены, что все, о чем попросим, он выполнит, чего бы ему это ни стоило. Но это значит, что и мы готовы сделать для этого человека все. Вот это похоже на состояние веры. Вера – это не мировоззрение одного человека, это связь двух личностей: человека и Бога. И она требует отдачи всего себя, жертвенной взаимности. Если мы хотим, чтобы Бог слушал наши просьбы, то и мы должны быть готовы умереть ради исполнения Его святой воли – вот это настоящая вера. Такая вера – это очень непростое делание, и даже не делание, потому что веру дает Господь – это дар Божий. Человеку намного проще исполнять внешние предписания, чем пребывать с Богом в отношениях живой веры.
В сегодняшнем чтении «Апостола» святой апостол Павел обращается к Галатам, которых он называет неразумными за то, что, начав в духе, они закончили плотью, увлеклись астрологией, возвратились к буквальному исполнению предписаний закона и в этом полагали свое спасение. Он говорит им, «что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). Причем это люди, которым сам апостол Павел проповедовал, и успешно. «Как вы были блаженны! – говорит он. – Если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4: 15). Но они преткнулись, потому что вера трудна для нашего ветхого человека, она требует поднятия над реалиями этого мира.
Поэтому будем просить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру, но и сами в жизни стараться поступать по вере. Будем стремиться к чистоте, познанию своих согрешений, смирению и осознанию нужды в Спасителе. И тогда Господь родится в нашем сердце и исполнит его светом и радостью, подобной той, что мы имели в начале нашего обращения ко Христу. Тогда таинство Рождества Спасителя будет для нас не отвлеченным и умозрительным, а очень понятным, исполняющим нас жизнью и радостью. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе… принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото диакона Дионисия Горбунова