Крест – мощевик, почитание святых мощей | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
30 июня, 2020

Крест – мощевик, почитание святых мощей

Бузулук. 29 июня 2020 года. Мы продолжаем знакомить читателей – посетителей нашего сайта со святынями, которые находятся в храмах Бузулукской епархии, и с традициями почитания святынь.

Сегодня мы расскажем о «кресте-мощевике», который находится в храме Всех святых Бузулукского Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.

В ковчеге, сделанном в виде креста, находятся сорок три частички святых мощей угодников Божиих. Каждый день люди приходят в храм, чтобы помолиться этим святым и попросить у них заступничества перед Господом.   

А в дни памяти святых в монастыре совершается полиелей (праздничное богослужение).

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич) (источник – сайт Православие.ру https://pravoslavie.ru/88651.html):

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чём свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что, когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и   Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

 

Пресс-служба Бузулукской епархии