Бузулук. 18 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в храме Всех Святых Бузулукского Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.
Его Преосвященству сослужили протоиерей Александр Бузыгин – старший священник монастыря, иерей Михаил Цапяк, иерей Александр Мишучков, диакон Давид Ганиев. За богослужением молилась настоятельница монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова) с сестрами. Пел хор под управлением монахини Гавриилы.
На малом входе архипастырь совершил иноческий постриг двух послушниц Бузулукского Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря. Постриг приняли послушница Лидия, которая получила имя в честь великомученицы Маргариты (Марины) Антиохийской, и Анна с именем Ангелины в честь блаженной Ангелины Сербской (Бранкович). Обе инокини трудятся в женском монастыре на протяжении нескольких лет. Епископ Алексий отметил, что иноческий постриг – это лучший подарок, который монастырь может принести Царице Небесной в дни Великого поста. Он поздравил сестер с таким великим событием в их жизни и пожелал, чтобы Господь и Пресвятая Богородица укрепили их в дальнейшем служении Богу.
В воскресный день, особенно в дни Великого поста храм Всех Святых переполнен прихожанами. Желающих Причаститься Святых Христовых Таин было так много, что Причастие велось из четырех чаш.
По завершении богослужений епископ Алексий обратился к верующим с проповедью, в которой подробно становился на житии святого преподобного Иоанна Лествичника, который, написав «Лествицу», дал всем нам некие уроки. Он учит нас тому, как нужно преодолевать наши пороки, которые являются проявлением всего греховного в человеке.
Особое внимание архипастырь уделил евангельскому чтению дня, которое содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31): «С одной стороны, повествование радостное, потому что всё заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое – о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью – одержимостью злым духом, – пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам – к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: „Ученики Твои не смогли сделать этого – прошу Тебя, исцели сына моего“. И Господь выдвигает только одно условие – поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: „Верю, Господи, помоги моему неверию“, – значит, это неверие в какой-то степени ещё оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.
Оставшись наедине с апостолами и отвечая на вопрос, почему же они не смогли исцелить бесноватого, Господь не укоряет их в том, что и они не имели достаточно веры. А ведь апостолы получили власть изгонять бесов! Наверное, столкнувшись лицом к лицу с бесноватым юношей, они испугались злой силы, которая так тотально господствовала над личностью, над природой несчастного, и где-то в глубине души подумали: „Ну как мы можем это исцелить?“ Может быть, и сказали что-то, а ничего не получилось. Поэтому Господь и говорит, обращаясь к ученикам: „Род же сей, – то есть диавольский род, – изгоняется только молитвой и постом“. Наверное, из-за этих слов мы и читаем это Евангелие в четвертое воскресенье поста.
Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные „беснования“ наши сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин. Пусть сегодняшний воскресный день, евангельское чтение, воспоминание об аскетических трудах святого преподобного Иоанна Лествичника и о подвигах преподобного Варсонофия Оптинского всех нас укрепят в невидимой брани, которая совершается в человеческом сердце. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии