День памяти святителя Григория Паламы | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
1 апреля, 2024

День памяти святителя Григория Паламы

Бузулук. 31 марта 2024 года в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, со второй Неделей Великого поста.  

Сегодня Святая Церковь наглядно показывает нам, с одной стороны в чтении Священного Писания пагубность греха, а с другой стороны, в лице святителя Григория Паламы, благотворное влияние на нас поста, молитвы и праведной жизни.

 Евангелие сегодня предлагает нашему вниманию такую историю. Когда Спаситель зашел в Капернаум, то множество народа, как всегда, окружало Его, и невозможно было подойти к тому дому, где Он остановился. Одни принести расслабленного на носилках, но не было возможности подойти ко Господу. Тогда они разобрали кровлю и свесили с крыши расслабленного к ногам Спасителя. Господь удивился их вере, и по вере их исцелил больного.

Это исцеление больного имеет для нас очень важное значение. Как исцелил? Он говорит: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2). Ясно все книжники и фарисеи, которые уже готовились распять Спасителя, помыслили в сердце своем: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Лк. 5:21). Но сердцеведец знает наши мысли. И вот он обращается к ним: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих? (Мф. 9:4). Они в ужасе переглянулись друг с другом: «Он мысли наши читает». И тогда Он сказал им: «вы смутились в мыслях, что я имею власть прощать грехи? Да, имею». Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? (Мф. 9:5).

И уже категорично обратился к расслабленному: востани, возми твой одр и иди в дом твой (Мф. 9:6). И на глазах у всех этот расслабленный, спущенный на носилках к Его ногам, встает, берет по повелению Спасителя одр свой, и с благодарностью кланяется Господу.

Вот этот поразительный случай говорит нам о том, что грехи имеют связь с нашими болезнями, с нашими нестроениями. Сам Господь вещает, не все ли равно сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? (Мф. 9:5). Мы должны задуматься, когда грешим в мыслях своих, в словах своих и в делах, что всякий грех влечет за собой болезнь, скорбь, печаль и смерть. Вот об этом вещает нам сегодня Священное Писание в то время, когда мы уже покаялись в грехах, но еще впереди две трети поста. И за остальное время постараемся очистить себя от всякой скверны плоти и духа.

А самый распространенный грех – это грех нерадения, грех нелюбви к Богу и к ближнему. Апостол Павел говорит: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Будем же внимательнее к своей жизни. Покаемся в грехах и будем жить праведно, уподобляясь ныне прославляемому святителю Григорию Паламе.

Григорий Палама – это сын Света, представитель исихастского движения. Исихасты – такие подвижники, которые молитвою достигали видения несотворенного Фаворского света. Тот свет, который на Фаворе показал Господь ученикам, вот этот свет молитвенники видели в своем подвиге. И святитель Григорий с юных лет, уйдя на Афон, там подвизался и сам опытно со святыми отцами испытал это светоносное состояние. Во время молитвы видел несотворенный свет.

Но когда он уже был пресвитером в Фессалониках, явился Варлаам Калабрийский католический монах, который начал высмеивать святых отцов, поскольку сам не был способен и достоин видеть этого света, то считал, что это невозможно никому. Не только говорил, но и писал много об этом. Святитель Григорий написал встречное, оправдательное послание, но ничего не убеждало Варлаама. Он даже на Афон пришел и там смущал монахов, что они неправы. Варлаам даже приписывал им еретическое начало. Тогда, узнав об этом, патриарх Константинопольский в 1341 году созвал собор. И на соборе святитель Григорий объяснил всем, каким образом святые отцы видят этот свет, поскольку он деятельно знал об этом свете. Святитель Григорий был оправдан и возведен в сан архиепископа Фессалонитского.

Но на этом ересь не закончилась. В течение еще 10 лет святитель Григорий терпел гонения от последователей Варлаама, и даже заключение в темницу. И только незадолго до своей кончины, а преставился он в 1357 году, смог прибыть в Фессалоники на свою кафедру. Там он написал книги, которыми мы пользуемся доныне.

Святая Церковь оставила для нас его творения и предлагает для подражания его подвиг и подвиг всех исихастов, которые через пост и молитву достигали светоносного состояния.

Вот так нам сегодня предлагает Святая Церковь два полюса, с одной стороны расслабление через грех, а с другой стороны светоносное состояние за праведную жизнь в лице Григория Паламы, изберем же праведную жизнь через пост и молитву Господу Богу, Ему же подобает честь и поклонение во веки. Аминь».

 Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина