Бузулук. 8 июля 2024 года в день памяти благоверных князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев) и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
На сугубой ектении Божественной литургии были прочитаны особые прошения об укреплении семьи христианской и о благословении христианского брака.
По отпусте Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с памятью святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.
Благоверный князь Петр происходил из династии Рюриковичей, и когда настало его время править, это конец XII века, он внезапно заболел, такой болезнью, как проказа. Но будучи благочестивым и верующим человеком, он усердно молился и удостоился ночного видения, в котором было сказано ему, что исцелит его девица из села Ласкового, Рязанской губернии, дочь пчеловода.
Он тут же направил гонцов найти это село, найти эту девицу. И обещал Господу Богу, если действительно она исцелит, то он возьмет ее замуж. Гонцы нашли это село, нашли эту девицу, и он приехал к ней. Действительно она молитвою исцелила его, и не осталось ни следа, ни пятна от этих рубцов на теле.
Князь Петр тут же сделал ей предложение и состоялось бракосочетание. Но гордые бояре восстали против. Как же, ты венценосный, из царской династии, и берешь простую девицу, этого никогда не было и не будет. Бояре сказали, что не примут его на княжество Муромское. Тогда князь Петр, помолившись со своей избранницей, решил сохранить брак и сказал боярам, что не цепляется за власть. И вместе с супругой покинул пределы Мурома.
Но только они покинули Муром, как гордые бояре стали между собой воевать за княжеское кресло града Мурома. И такие нестроения, такие смятения, и такая междоусобица пошла, что люди возопили, что согрешили против избранника Божия и видя свое безысходное положение послали гонцов за Петром и Февронией. Догнали их и сказали, что все и бояре, и простолюдины каются пред ними и просят вернуться на княжение.
Ну что, эти смиренные рабы Божии, помолившись, послушались этого гласа и вернулись. И было долгим и мирным их правлением. Закончилось оно в 1228 году. Как видите, за 9 лет до татаро-монгольского нашествия. Но уже до этого князь Петр успешно отражал несколько испытательных набегов, которые делали эти кочевые племена.
Когда же настало время завершить земной подвиг, то князь Петр передал княжение своему сыну, а сам с княгиней Февронией принял монашеский постриг и последние годы, в молитве и подвигах, провел в монастыре. Когда настало время преставления, он молил Господа, чтобы в один час, в один день, с княгиней Февронией предстать пред Господом. Так и стало. Он пишет ей послание, что ангел смерти пришел за ним. И вот как святые люди, имеющие дерзновение пред Господом, она отвечает, что вышивает плащаницу, подожди закончу, и тогда я приму ангела смерти.
И действительно, она закончила свою работу и сообщила, что готова, легла на приготовленный одр и в один день и один час в 1228 году они преставились. Как монашествующих их положили в разных гробах, но утром все увидели, что они в одном большом гробе, который они устроили еще при жизни, до монашества. Все ужаснулись и удивились такому чуду. Так и похоронили их в одном гробе вдвоем.
В 1542 году, на Московском Соборе, эти дивные угодники Божии были прославлены иже во святых и были обретены их нетленные мощи. Сейчас они почивают, в одном гробе вдвоем в левом пределе Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муроме. До сего дня Святая Церковь почитает их. Их почитали современники, их почитали последующие князья. Представители династии Рюриковичей, великие князья специально приезжали в Муром и поклонялись их мощам. Они считаются покровителями христианского брака. К их молитвенной помощи прибегали те, которые искали супружеского союза или у кого были нестроения в супружеской жизни.
В советское время эта традиция прервалась, но теперь после возрождения Церкви она восстановилась. Поэтому сегодня за Литургией слышали специальные прошения об укреплении семьи христианской, о благословении христианского брака. Как видите, это возрожденная старинная традиция XVI века.
Перед взятием Казани, царь Иоанн Грозный, родственник князя Петра, приехал специально в Муром для того, чтобы испросить благословение для шествия на Казань. Даже Петр I, который так скептическим относился к святым и мощам, неоднократно приезжал в Муром на поклонение их останкам. Один из последних царей, Александр I со своим наследником Николаем I, тоже приезжал в Муром для того, чтобы испросить благословение.
Вот такая слава была у Петра и Февронии, такая она и остается до ныне. И мы, сегодня совершив богослужение, прочитали после Евангелия молитву Петру и Февронии, просим и молим их, чтобы они, как и тогда при жизни своей в XII-XIII веке, так и после преставления в особенности после канонизации в 1542 году, были покровителями христианского брака и для всех нас, для наших прихожан, которые хотят иметь достойный супружеский союз. Молим, чтобы они помогли.
Святые благоверные княже Петре и княгине Февроние, молите Бога о нас, чтобы были наши христианские браки действительно святыми, действительно плодоносными, могущими исправить демографическую ситуацию в нашей Святой Руси.
Вот с этими чувствами пропоем сейчас величание, ныне прославляемым Петру и Февронии, и возблагодарим Господа, дивного во святых Своих. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина