День памяти благоверного великого князя Димитрия Донского | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
1 июня, 2024

День памяти благоверного великого князя Димитрия Донского

Бузулук. 1 июня 2024 года в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского (1389) и преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском соборе.

Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин, клирики собора протоиерей Александр Аухимик, протоиерей Александр Бузыгин. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Христос Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с памятью святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

Святой благоверный князь Димитрий Донской и его благочестивая супруга великая княгиня Евдокия, в монашестве Евфросиния являют величайшей образец христианской жизни, преданности воле Божией.

Димитрий Донской знаменателен тем, что именно с его именем связана первая победа над татаро-монгольским игом в 1380 году. Димитрий Донской, это плод благочестивого воспитания святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского. К дню борьбы на Куликовом поле святитель Алексий преставился. И уже преподобный Сергий благословляет великого князя на эту брань. Благословляет и предрекает ему победу. Предрекает победу, потому что уже победа совершена здесь внутри. Победа величайшая, победа примирения враждующих между собой князей.

Ведь были междоусобные войны, которые опустошали и ослабляли Святую Русь. Преподобный Сергий сам ходил к этим гордым князьям. В основном сами князья приходили к этому светильнику Церкви Русской и разрешали перед ним свои притязания друг к другу, и преподобный Сергий помогал им. А к тем, которые не соизволяли прийти, преподобный Сергий, не на комфортабельном транспорте, а пешком шел к этим князьям и примирял их.

Преподобный Сергий не один совершал этот подвиг, великий князь Димитрий Донской в этом содействовал и помогал, и направлял преподобного Сергия, к кому надо идти, кого необходимо вразумить. И вот таким образом Дмитрий Донской и Сергий Радонежский объединили Святую Русь.

Тогда были очень тяжелые времена для Святой Руси. Были пожары в Москве, были нашествия литовских князей, те, которые и до ныне являются такими же льстивыми, неверными соседями. И тогда также, прямо перед боем на Куликовом поле, они напали, но святой благоверный отражал все эти нападения, предотвращая окончательное расслабление Святой Руси. И вот когда настало время, когда собралась вся мощь Святой Руси, пришел святой великий князь Димитрий к преподобному Сергию, и говорит ему, что все, он готов выступить. Есть ли воля Божия? Есть ли благословение на брань? Преподобный Сергий отслужил молебен и благословил князя – «Иди, победа будет за нами».

Конечно, неравные были силы. Там кочевые племена, там бесчисленное множество, даже сосчитать их никто не мог ни тогда, ни сейчас. Это полчище татаро-монгольского ига, когда они наступали то, как летописцы пишут, не было видно ни неба, ни земли, ибо пыль от конницы их, рев от ржания верблюдов и коней все заглушали. Это как смерч. Вот какая была сила, весь ад был соединен там.

И теперь наши благочестивые воины решили их одолеть. Не в два, не в три, а в несколько десятков раз они превосходили силу нашей армии. Но преподобный Сергий благословляет и дает Димитрию Донскому двух своих монахов. Монахи не имеют права держать оружие, пользоваться им, на войне стрелять. Сейчас наши капелланы, помощники командиров по работе с верующими солдатами, не берут оружие в руки. А тогда преподобный Сергий благословил их взять в руки копья, мечи и идти первыми. И вот так они шли, Александр Пересвет и Андрей Ослябя были рядом с князем Димитрием. Они были в схимнических одеждах, не в доспехах, не в кольчугах, а в монашеском одеянии. И люди видели все, изумлялись, что это значит? И тогда все понимали, что преподобный Сергий благословляет эту брань. Значит, это священная война. Пока они шли до Куликова поля, все, кто мог и кто еще сомневался, также пошел, все шли вместе с Димитрием Донским.

Сражение тех времен отличалось тем, что исполин выходил и приглашал такого же исполина с другой стороны. Это из глубокой древности еще с античных времен. Если не оказывался такой силач, то тогда они первыми наступали, а для всех это было знамением благоволения Божия. Когда встретились два войска, окаянный силач, Челубей, выступил и объявил, ну кто посмеет против меня. И здесь скромный монах Александр Пересвет выступает. Челубей смеется, что это такое? Это оскорбление личности. Монах какой-то против него. Но, знаете ли, монах побеждает его, поражает его копьем, хотя, как и предрек ему, преподобный Сергий, и сам он пал от копья Челубея. Но конь нашего воина привез уже издыхающего к святому благоверному князю Димитрию Донскому, и его с честью похоронили.

А Челубея окаянного так и истоптали там, когда уже соединились эти войска. И это стало знамением благословения Божия, это дало нашим воинам еще больше вдохновения, что действительно с нами Бог. И преподобный Сергий, когда благословлял Димитрия Донского, то повторил ему слова Александра Невского. Когда Димитрий Донской сказал, что у нас очень мало сил, они многократно превосходят нас. Тогда преподобный Сергий сказал: «Что сказал твой сродник Александр Невский, когда выступал против такой же рати?» Он сказал: «Не в силе Бог, а в правде, поэтому ты вдохновляйся и победишь».

Вот тогда, видя это бесчисленное множество, Димитрий Донской вспомнил эти слова и сам шел впереди. После боя его нашли еле живого и израненного. Его привезли с поля боя, к преподобному Сергию, который тогда установил Димитриевскую родительскую субботу, и доныне на этой родительской воспоминают всех воинов. А сам великий князь Димитрий, только 9 лет после этого еще прожил.  Он уже болел, не мог полностью выздороветь и преставился ко Господь, в сорокалетнем возрасте.

Его благочестивая супруга Евдокия восемь лет после него правила сама. Приняла иноческий постриг с именем Ефросиния, устроила несколько монастырей в Москве. Ее житие показывает, какие страдания она претерпела. Как Матери Божией было сказано Семеном Богоприимцем: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35), так вот это оружие прошло душу и святой благоверной великой княгини Евфросинии. Стоит вспомнить в житие, когда в последний раз в Орду провожали Димитрия Донского еще до битвы в 1371 году, сам митрополит московский Алексий и княгиня, со слезами провожали его, зная, что он можно не вернуться. Он вернулся. Вернулся и подготовил Святую Русь к борьбе и победил Золотую Орду.

После 1380 года, еще в течение ста лет, не утихали нашествия на Святую Русь. Трижды были такие опустошительные нашествия. Но уже оружие русское, та вера в помощь Божию, помогала нашим предкам одолевать все эти нашествия.

Сегодня мы вспоминаем святого благоверного великого князя Димитрия Донского, этого труженика, этого подвижника, этого великого государственного деятеля и также его спутницу жизни, святую благоверную великую княгиню Евдокию, в иночестве Евфросинию. Да дарует Господь Бог их молитвами и нам помощь, в той борьбе духовной с врагом рода человеческого, о которой говорит апостол Павел, что эта брань не прекращается. Но брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Эту брань совершает каждый человек в течение всей своей жизни. И да дарует Господь Бог нам Свое спасение, молитвами Димитрия Донского и великой княгини Евдокии в этой духовной брани преодолеть все козни вражие, победить их, и только победившему даст Господь венец жизни будущего века. Аминь. Христос Воскресе!».

На Литургии были вознесены особые прошения и молитвы о Святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина