Церковнославянский язык в воскресной школе | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
14 апреля, 2017

Церковнославянский язык в воскресной школе

Ташла. 15 апреля 2017 года. В храме святого пророка Илии в алтаре служат воспитанники воскресной школы. Во время службы в храме некоторые мальчики читают на церковнославянском языке. В воскресной школе церковнославянский язык преподают учителя: Л.М. Аникина и Н.Н. Костенко. Накануне празднования недели православной книги для воспитанников старшей и средней групп настоятель храма иерей Сергий Клименко подготовил сюрприз: настоящие ученические перья. Каждое перо лежало в отдельной коробочке. Дети выбирали себе коробочку с пером и подписывали.
Безусловно, такой подарок вызвал всеобщий восторг, каждому не терпелось подержать в руках «предшественницу» современной авторучки. Теперь на уроках по церковнославянскому языку ребята работают и над каллиграфией.
– Проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования, – говорит Наталья Николаевна Костенко, которая застала те времена, когда писали пером.
А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец – второй человек после государя. В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный важный предмет. Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание. Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.
Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было отрывным. Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе. В результате получили жуткие детские каракули.
– Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек, закрепощены; перо нужно обхватить нежно, – учит детей Л.М. Аникина. – Акцентируем внимание на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и наклон тетради, которая должна быть расположена так, чтобы косые линейки имели вертикальное положение.
Для леворуких детей в нашей воскресной школе специальные перья. Дети с нетерпением ждут уроков по церковнославянскому языку.
– После службы мы с мальчиками убираем в алтаре. Мы стараемся все сделать быстро, чтобы успеть на уроки, особенно на уроки церковнославянского языка, – рассказывает Илья Дуюнов.
– Когда я взяла перо в руки, сразу представила, как писал свои величайшие произведения А.С. Пушкин, – делится впечатлениями Дарья Таланина.
Наталья Михайлова