Бузулук. 3 ноября 2024 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском соборе.
Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Бузыгин, иерей Илья Михальченко и диакон Иоанн Шумилин.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем.
Сегодня мы слышим в Священном Писании, как Сам Господь показывает неравную участь людей и здесь во время земной жизни, и особенно в Вечности. Это показано на примере двух людей. Один богатый, он ежедневно одевался в порфиру и виссон, то есть царскую одежду, и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16:19). И второй, Лазарь, который был у его ворот и желал насытиться от крупиц, падающих от его стола, но и этого не получал.
Вот два таких полюса, один вольготно жил, а другой крайне бедствовал. Такая участь здесь была на земле. И говорит Евангелие, что умер богатый и погребли его. Умер и Лазарь, и ангелы отнесли его душу на лоно Авраамово.
Здесь показывается участь Небесная: богатый в муках, в аду, поднял очи свои и видит Лазаря в блаженстве Вечной жизни на лоне Авраама. И обращается к Аврааму: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16:24). Но получает отказ. Авраам говорит: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лк. 16:25).
Нам необходимо посмотреть, за что же этот богатый человек получил такую страшную участь, стал мучиться в аду? И за что же Лазарь, который страдал здесь, получил блаженную участь? Для того, чтобы определиться за что, надо посмотреть, кем был богач. Его даже имени нет в Евангелие, но говорится, что он знал Авраама и обращается к нему «отче Аврааме». И Авраам обращается к нему «чадо». Значит богач знал Священное Писание, Моисея и пророков, знал Авраама, но ничего не исполнял из того, что знал. И так он забылся, так он увлекся земной жизнью, что светло веселился.
Но толкователи пишут, что не из-за того, что он веселился и одевался хорошо, был наказан. Многие богатые люди, добродетельные, так же делают, но получают жизнь Вечную. Тот же Авраам был богатым человеком, но милостивым. И вот здесь выходит, что вина его была только в том, что он не обращал внимания на этого бедного Лазаря. У его ворот он был и даже крупицы со стола никто не подавал. Никто его не лечил, псы приходили и лизали его раны. Вот за это жестокосердие и был наказан. Вот в чем суть сегодняшнего Евангелия.
А Лазарь страдал здесь безропотно, праведно жил, искал единственно только Царствия Божия и правды его. И, конечно, получил Царство, которое он ожидал. Но здесь обратить внимание еще надо вот на что, как видите, в Вечности люди, попадая в ад, думают и заботятся еще и о ближних своих. Обращается богач к Аврааму: так прошу тебя, отче, пошли Лазаря в дом отца моего,ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16:27-28). Но и здесь было ему отказано. Говорит Авраам: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16:29). То есть имеют они Священное Писание, пусть читают и назидаются в заповедях о милосердии, там все написано. Но богач говорит, что они не читают Священное Писание, но, если кто из мертвых придет к ним, покаются (Лк. 16:30). Но Авраам опять говорит: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).
Вот этот урок для всех нас. Необходимо изучать Священное Писание, назидаться и исполнять заповеди Божии. А если будем ждать, что кто-то воскреснет и придет вразумлять нас, то это от лукавого. Ведь Сам Творец, Начальник жизни, Господь наш Иисус Христос, Воскрес из мертвых. И не только Он, но вместе с ним и многа телеса усопших святых восташа:и изшедше из гроб, по воскресении его, внидоша во святый град и явишася мнозем (Мф. 27:52-53). И все равно оказались неверующими.
Те же, которые распяли Спасителя вместо того, чтобы поверить подкупили стражу, которые видели Воскресение, чтобы говорили: ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали (Мф. 28:13). Вот какое жестокосердие. Но сегодняшнее Евангелие учит нас читать Священное Писание и святоотеческие книги, назидаться и спасаться. Будем же милосердными к ближним своим. Не только о себе заботиться, но замечать нуждающихся и вникать в их нужды. Как Господь заповедует: будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина