Антипасха | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
12 мая, 2024

Антипасха

Бузулук. 12 мая 2024 года в Неделю 2-ю по Пасхе, память апостола Фомы (Антипасха), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.

На богослужении присутствовал вице – губернатор, министр информационной и региональной политики Оренбургской области Игорь Николаевич Сухарев.

После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Христос Воскресе! Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с первым воскресным днем после Пасхи. Это воскресенье именуется Антипасха. То есть вместо Пасхи, в течение всего года таким богослужением, как вчера вечером и сегодня, прославляется Пасха Христова. И если само Воскресение в течение всей седмицы прославлялось службой, которая совершается только на Светлой седмице и на отдание Пасхи, то вот такой службой прославляется Воскресение Христово в течение всего года.

Сегодня читается Священное Писание весьма назидательное для всех нас, а именно о том, чтобы имели крепкую веру. Господь, в течение 40 дней до Вознесения, неоднократно являлся Своим ученикам для того, чтобы подкрепить их веру. И вот когда в первый день после Воскресения, Он явился ученикам, то среди них не было апостола Фомы. Все приняли благословение от Господа возгласом: Мир всем! И все возрадовались тому, что действительно увидели воскресшего Спасителя. А когда пришел Фома, они с радостью сказали ему, что Господь приходил, и рассказали подробно все, что Он им говорил, назидал, благословлял их. Но Фома говорит: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20:25).

Наверно опечалились апостолы от этого ответа. И вот мы видим, как любвеобильный Спаситель принимает все наши немощи и исцеляет их. В следующее воскресенье, то есть в сегодняшний день, является вновь апостолам так же, как они раньше были, страха ради иудейского затворенные в Сионской горнице, и преподает им знакомый и любимый возглас: Мир вам!  Он тут же обращается к Фоме и говорит: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20:27).

Фома от этого пришел в страх, падает пред Господом и восклицает: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:28). Но Спаситель говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

Вот эти слова Спасителя, братья и сестры, надо нам крепко усвоить, потому что в этих словах глубокий смысл. Блаженны невидевшие и уверовавшие. Святые отцы вкладывают в эти слова вот какой смысл. Ведь весь мир мы познаем через пять чувств своих: зрение, звук, обоняние, вкус, осязание. Но как видите, Господь говорит, что блаженны невидевшие и уверовавшие. То есть можно и нужно познать Бога и весь метафизический мир, то есть мир, лежащий вне пределов видимого мира, другим неким чувством. И вот этим чувством является чувство религиозное.

Это религиозное чувство помогает нам видеть невидимое, помогает нам увидеть Бога через молитву, через жизнь церковную. Но чтобы было нам понятно, о чем святые отцы говорят, мы можем по аналогии посмотреть. Ведь есть и другие такие чувства, как слух музыкальный, как поэтические чувства, эстетические чувства, которые нужно развивать. Вот взять поэтические чувства – это тоже врожденное чувство, но разве все могут писать стихи? Но нужно развивать это чувство, чтобы хотя бы понимать то, что написали люди, имеющие таланты, это чувство. Также музыкальный слух. Это чувство музыки. Одни слышат тончайшие ноты и сразу определяют, что где-то фальшь, а другие совершенно не разбираются в музыке. И тоже нужно развивать это чувство.

Как говорят, Шаляпин брал себе в хор людей, которые совершенно не имели музыкального слуха и воспитывал их, делая из них прекрасных певцов, доказывая, что это чувство можно развить.

Вот точно так же и религиозное чувство. Надо развивать, а не погашать в себе. Поэтому говорится в Священном Писании: Духа не угашайте (1Фес. 5:19). То есть религиозного чувства не угашаете, но развивайте. Если человек не развивает религиозного чувства в себе, то может настать время, когда совершенно он перестанет чувствовать духовный мир. И в храм зайдет, для него все одинаково, что и в любом дому. И когда молится Господу Богу, все равно остается хладным. И когда потеряет человек это чувство, конечно, не сможет иметь веры.

Вот об этом говорит Господь. Блаженны невидевшие и уверовавшие. Иными словами, блаженны те, которые имеют развитое религиозное чувство. И вот сегодня, воспоминая это событие в жизни Церкви, будем просить у Господа и апостола Фомы, чтобы Господь даровал нам это религиозное чувство, даровал нам помощь развить и укреплять это чувство, чтобы получить веру в Бога. Аминь. Христос Воскресе!»

На богослужении были вознесены особые прошения и молитвы о святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора, а также специальная молитва о помощи и утешении всех пострадавших от наводнений в Оренбургской области. 

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина