Бузулук. 6 ноября 2022 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, иерей Михаил Цапяк и иеродиакон Христофор (Ткаченко). Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Притчу о богаче и Лазаре мы сегодня слышим, это притча о многом нам говорит. Говорит об участи нашей в Вечной жизни. Конечно, сразу надо сказать, что мы не можем в полной мере узнать, что будет в Вечной жизни, как мы будем жить там, по той причине, что мы не можем вместить в свой ум ту загробную жизнь. Как апостол Павел был восхищен во Царствие Божие, и когда его спрашивали, как там, он говорил: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор 2:9). Больше ничего не мог сказать, это другое измерение. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф 13:43). Мы не можем этого понять, но Господь по любви Своей открывает эту истину в Евангелие на столько, на сколько мы можем вместить. Вот с такой точки зрения нужно рассматривать и сегодняшнюю Евангельскую притчу.
На примере двух человек: один богатый, который веселился ежедневно и одевался в самые лучшие одежды, а второй бедный, смиренный у его крыльца, лежал весь в струпьях, видно били его, оскорбляли и не нашлось даже куска хлеба от стола этого богатого. Только Евангелие говорит о крупицах, падающих от трапезы этого богатого. Но разве можно насытиться от этих крошек, что сметали со стола и бросали ему? Вот так он жил и смиренно принимал свой крест.
Здесь показано два полюса: человек живущий только для удовлетворения похоти плоти и духа в этой временной земной жизни и человек крайне страдающий. И показывает Господь какая у них участь, на столько, насколько мы можем понять. Умер Лазарь и восхищен был ангелами в лоно Авраама. Умер и богатый – и погребли его. Даже здесь видна разница, ангелы подняли душу Лазаря в лоно Авраама, то есть туда, где пребывали ветхозаветные праведники. А когда богач умер, то похоронили его, и он во аде, в муках видит Авраама и Лазаря. Надо заметить, что с ада будут видеть Рай, блаженство праведных, и наверно то, что они будут видеть блаженство праведных и будет самым страшным мучением. Они будут видеть свое место, вот где они могли быть, но оказались в таких муках. Хотели бы они перейти, но уже нет возможности. И когда богатый увидел Лазаря, то стал вопиять: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16:24). Но ему было отказано, Авраам говорит: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16:25-26).
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:27-31).
И так на самом деле, когда Господь воскресил четверодневного Лазаря. Все удивились, четверодневного мертвец, который уже смердел, воскрешен Господом. Что еще надо? Но те, которые вольготно жили, которые распяли Спасителя, все равно не поверили и сказали убить не только Спасителя, но и Лазаря.
И сейчас если бы кто пришел из Вечности, то все равно безбожники не поверили бы. Настолько пристращены они к земной жизни, к этим благам земным, сладостям и радостям, что если кто воскреснет, то они не поверят, скажут, что это галлюцинации, это похожие на них, они не умирали. Да что тут говорить, сам Спаситель воскрес и множество усопших воскресли тогда вместе со Спасителем и явились в Иерусалиме. А они тоже ведь знали и видели это, но все равно не поверили.
Вот братья и сестры. Вера – это величайший дар Божий. И нам надо просить у Бога этой веры. И как страшно действительно. Евангелие говорит об этом, какая участь неверующих людей. Здесь, во время земной жизни мы видим и тоже сожалеем, и удивляемся тем, которые не приходят в храм Божий, не живут жизнью Церкви, на что они надеются? Будем же молиться и за самих себя и за них, за всех тех, которые ведут себя как этот богач, совершенно не задумываясь о Вечной жизни. Но жизнь Вечная придет все равно. И верующий увидит те блага, к которым стремился, к которым готовился, а неверующий увидит свою погибель и увидит, как этот евангельский богач издали свое место на Небе, где он мог бы воссиять как солнце, но в муках вместе с диаволом и его слугами вечно будет мучаться. А диавол старается почему? Потому что единственную будет иметь утеху издеваться и глумиться над людьми во аде. Вот он и старается низвергать их туда. Всячески прельщает, всячески соблазняет, духовно усыпляет и люди идут по его пути. Сейчас они действительно не имеют никаких печалей, горестей, болезней и стараются ежедневно веселиться.
Поэтому некоторые задаются вопросом, смотри неверующий живет вольготно, весело и никаких болезней, и печалей у него нет. Враг так ведет его за собой. Спускаться всегда легче, но подниматься, бороться с врагом, это есть пусть узкий и тернистый, множество препятствий мы должны преодолеть для того, чтобы унаследовать жизнь Вечную. Вот об этом сегодняшнее Евангелие. Будем же внимательны к своей жизни.
Скажем несколько слов об иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую мы сегодня прославляем. Она прославилась в 1688 году. Родная сестра Патриарха Иоакима (1674–1690) долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды во время утренней молитвы она услышала голос: «Евфимия иди в храм на Ордынке, там есть икона «Всех скорбящих Радость», пусть священник отслужит молебен с водосвятием, окропит тебя этой водой и получишь исцеление». Она исполнила тут же повеление Божией Матери, пошла на Ордынку, икона до сих пор там хранится, рассказала все священнику, тот отслужил молебен водосвятный, окропил ее, и она получила исцеление. Так как она была родной сестрой Патриарха, то тут же по всему лицу Русской Православной Церкви это чудо стало известно. Эта икона стала именоваться чудотворной и повсеместно почитаемой.
Через 200 лет после этого события в 1888 году в Петербурге в честь этой иконы была построена часовня и однажды молния ударила в нее. Икона осталась совершенно невредимой, только те монетки, что были перед иконой, от удара молнии прилепились к ней. После этого события установили второе празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками», которое празднуется 23 июля по старому стилю.
Само название иконы «Всех скорбящих Радость» говорит о том, что наши скорби могут обратиться в радость предстательством Божией Матери, если мы будем достойны этого покровительства и будем молиться: «Пресвятая Богородица спаси нас». А притчу о богаче и Лазаре будем помнить всегда, помнить о своей вечной участи. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина