Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
14 августа, 2017

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Бузулук. 14 августа 2017 года, в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и молебен с освящением воды в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Антипов, ключарь храма иерей Вадим Зотов, иерей Виктор Шиховцов, иерей Андрей Дакалин, диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
В этот день по принятому в Православной Церкви чину совершается поклонение Кресту, малое освящение воды и мёда нового сбора.
В проповеди епископ Алексий рассказал о первом дне Успенского поста, празднике Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому или 13 августа – по новому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (по новому стилю – 14 августа) 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа по старому или 19 – по новому стилю), а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа по старому или 29 – по новому стилю, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
В завершении Владыка Алексий поздравил всех с началом поста, который продлится две недели и закончится 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. По строгости Успенский приравнивается к Великому посту, рыба разрешена на трапезе только в праздник Преображения Господня (19 августа). Необходимо также помнить, что пост – это не диета. Отказаться следует не только от скоромного. Пост – прежде всего – молитва, воздержание от всяческих развлечений.
После литургии прихожане прикладывались ко Кресту, со словами «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Крест был вынесен в центр храма накануне вовремя всенощного бдения, которое возглавил епископ Алексий.
Пресс-служба Бузулукской епархии