Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Бузулук. 24 июня 2020 года. В храмах Бузулукской епархии хранится много святынь. Мы будем знакомить читателей – посетителей нашего сайта с этими, так дорогими сердцу верующего образами и расскажем, где они находятся, почему так почитаемы, какова история их написания или явления.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» (празднование 12/25 января) находится в храме Всех святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.

В ведомости самарского архива за 1916 год написано: «Икона Божией Матери „Млекопитательница“ в серебряно-позолоченной ризе, снимок с чудотворной иконы Афонской, пожертвована казначее Миюшкович (монахине Олимпиаде) в Москве господином Головиным, на что было выдано свидетельство 15 октября 1851 года».

В икону был вмонтирован крест с мощами великомучеников Афонских. Этот крест до наших дней не сохранился, а вот икона находится в правом приделе храма Всех святых.

История иконы:

Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца, хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.

Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, ради монашеской жизни отказавшийся наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручица»), и игуменский жезл.

От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келья в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля кельи избирал и поставлял хилендарский игумен.

Для устроения монашеской жизни святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келье, должен был прочитывать каждый день всю Псалтирь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келье, названной позже Типикарница, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от Царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

 

Пресс-служба Бузулукской епархии