Бузулук. 2 октября 2022 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Корчагин, протоиерей Александр Аухимик и диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Ольги Корчагиной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Неделя по Воздвижению и поэтому мы слышим два Евангельских чтения, в честь Креста Христа и рядовое воскресное чтение. В честь Креста Евангелие гласит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24). И добавляет Господь такие слова, которые интересуют многих, даже часто задаются вопросы как их понять: ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её (Мф 16:25).
Эти слова не совсем понятные для простого разумения. Здесь их нужно понимать таким образом. Когда были гонения, то мучители призывали отречься от Христа, заставляли принести жертву языческим богам и тогда человеку обещали свободу и жизнь, а те, кто не делали этого и шли за Господом, их казнили. Это в прямом смысле, но и в переносном смысле важны эти слова. Об этом как раз говорит сегодняшнее рядовое Евангелие. Спаситель предлагает нам такую притчу.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.25:13-30).
Рабы эти, которые получили таланты – это весь род человеческий, все мы. Этот Господин — Господь наш Иисус Христос, Творец наш, даровавший нам таланты, то есть все душевное и телесное силы, причем не одинаково, но говорит Евангелие по силе каждому.
Прежде, чем раскрывать эту тему надо заметить, вот где основание не осуждать ближнего. Многие из нас говорят, вот я делаю так, а он поменьше, не одинаковые таланты дал нам Господь. Каждый в меру своих сил должен трудиться, чтобы приумножить то, что имеет. А вот как умножить и говорит Евангелие. Прошло время, пришел хозяин и испытывает людей. Тот который получил пять талантов пришел радостно и говорит, вот мне пять талантов дал, я умножил их и теперь десять у меня. И получил ответ: Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф 25:23). Который два таланта получил, тоже умножил их и тоже получил такой ответ. Приходит третий, который всего лишь один талант принял и говорит то, что говорят все безбожники, все не ходящие в храм Божий. Они же на каждом шагу осуждают всех и вся и самого Творца. Поститься? Ну что же Господь накладывает такие узы, я не могу без скоромной пищи. Поклоны делать? Да что же это невозможно. Любить ближнего как самого себя? Невозможно. Бога всем сердцем? Ну ни как нельзя. Вот об этом и говорит Господь. Подошел третий и говорит, что невозможно было исполнить твою заповедь. Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё (Мф 25:24,25). И получил ответ: Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф 25:26,30). Вот такой приговор всем ленивым, неблагодарным, осуждающим людям.
Что же значит сокрыл таланты в землю? Это значит, что трудился только для временной земной жизни, только для тела, совершенно не помышляя о душе бессмертной. Есть у нас душа и тело, мы должны заботиться о теле своем, каждый питает и греет его, но нельзя забывать и о душе. Бывает, когда человек совсем о душе не думает, а только о теле, даже занимает высокую должность и много делает, но только для земли – закопал в землю. Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф 22:13).
Вот братья и сестры нужно думать о душе своей больше всего и в первую очередь. Как земля отстоит от Неба, так и тело от души. Если заботимся только о земном, только о телесном, значит все закопали в землю. Как понятны слова этой притчи. Осталось только исполнять их. Поэтому возьмем каждый Крест свой, все таланты, которые дал нам Господь и последуем неленостно за Господом и Спасителем нашим. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина