Бузулук. 25 апреля 2022 года, Светлая седмица – сплошная, в понедельник Светлой седмицы, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, совершил Божественную литургию в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужил: иерей Дионисий Горбунов, иерей Михаил Цапяк, иерей Вадим Зотов, иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Натальи Задориной.
После торжественного крестного хода, который проводится каждый день на Светлой седмице, Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас отцы, братья и сестры со Светоносными днями Христова Воскресения. Сегодня второй день Пасхи, второй день Радости. И о чем говорит нам Светлая седмица? А говорит она нам о Вере! О вере и неверии, которые находятся всегда рядом, потому что эти вопросы – самые важные вопросы в жизни. Все человеку дается верой. Как пищу телесную принимает человек через уста, так и верой принимает все благодатные дары Божие, вплоть до самого Спасения. Вот поэтому Господь, даровав нам Спасение, на Светлой седмице, на первый план выводит тему – веры.
Апостолам еще до Страданий Христовых, попустил Господь колебания веры. Он сказал апостолу Петру: говорю тебе, Петр, петух не пропоет сегодня, прежде чем ты трижды отречешься, что знаешь меня. (Лука 22:34). И так, и стало, то есть поколебалась вера. Даже такой сильный в вере, кого Сам Господь назвал «камнем веры» — не устоял и отрекся.
Другой случай, шли ученики Христа Лука и Клеопа в селение Эммаус, и рассуждали между собой, как они уповали на Иисуса Христа, сильного словом и делом, они ожидали, что Царствию Его не будет конца и вдруг все закончилось казнью и погребением. И к ним пристал Путник, Он спросил у них, о чем они говорят. Да о чем сейчас можно говорить? Все сейчас говорят об Иисусе Назарянине, который был сильным словом и делом, и вот с Ним так расправились. А этим путником был Иисус, но они не узнали Его. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» —сказал им Иисус и начал объяснять все сказанное о Нем пророками, во всем Писании, начиная от Моисея.
И так все и исполнилось. Ученики Лука и Клеопа воскликнули: «Да, Он же говорил нам об этом. А где же наша вера? Мы поколебались». Иисус сделал вид, что хочет идти далее, но они удерживали Его, просили остаться с ними, говорили, что не стоит продолжать путь, потому что скоро окончится день и наступит вечер. Иисус исполнил их просьбу, вошел с ними в Эммаус и продолжал объяснять все сказанное о Нем в Писании; когда ж возлег с ними за столом, взял хлеб, благословил его, преломил и подал им так, как всегда, это делал. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. (Лк. 24, 31).
Они обрадовались и тотчас же вернулись обратно в Иерусалим и говорят: «Вот, поколебалась наша вера, но Он явился нам». И все то, что было, они рассказали.
Далее с Фомой опять вера и неверие. Когда явился Господь апостолам, то они уверовали, но Фомы тогда не было. И когда Фома пришел он сказал им: «Вот вы увидели и уверовали, а я не видел и не могу поверить». Не может он поверить пока сам не увидит.
Вот об этом нужно и порассуждать. Вот явился Господь к Фоме, и Фома поверил, но ведь это уже не вера, это знание. Господь говорит: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Это Господь говорит обо всех нас. Если увидел и уверовал, то – это знание, а если не видя верит, то – это вера. Вот поэтому вера, есть центральная добродетель нашей жизни.
Не только верующие и богословы, но и философы с древних времен и до сего дня, даже марксисты ставили веру во главу угла. Они с давних пор спорили, что первично бытие или сознание, материя или мысль? Конечно, первичен Бог, сотворивший материю. Давайте коснемся этого вопроса, как быть на Светлой седмице, чтобы укрепить веру?
Ведь бывает такое, что человек имеет веру, но потом теряет ее. Вот пример, родители водят детей в воскресную школу, дети подрастают и перестают ходить – потеряли веру. И у взрослых так бывает, ходил человек в храм и перестал. Даже среди духовенства есть такие случаи, что называется – сгорает.
Но из-за чего же человек теряет веру? А потому что вера должна проникать и в ум, и в сердце, и в волю человека. Вера начинается с ума, с мысли, она потом переходит в сердце, после чего заполняет нашу волю. И причина в том, что, какая-то часть из этих, или ум, или сердце или воля отключаются от веры и человек постепенно становится неверующим.
Физиология прекрасно показывает нам как это работает. Если человек долго пролежал, не двигался, мышцы на ногах не упражнялись, то его потом начинают учить ходить. Или как пример космонавты, если они провели долгое время в космосе, где невесомость и нет земного притяжения, то возвращаясь из космоса они не могут ходить, им приходится проходить курс реабилитации.
Также и с умом, нужно постоянно упражнять его, тогда и в глубокой старости будет ясный ум. А если не заниматься им, то перестает ум работать и человек просто автоматически делает все, что и раньше делал, но с ослаблением ума теряется сердечная вера и ослабевает воля и человек становится безвольным игралищем страстей.
Будем же братья и сестры на Светлой седмице, заниматься укреплением веры, заниматься богомыслием, читать святоотеческую литературу. Не важно кем является человек духовным или мирским, простым человеком или образованным всем необходимо заниматься просвещением ума, сердца и воли. Христос Воскресе!»
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина