Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло между 1594 и 1597 годами в 12 километрах от села Табынского (ныне Башкирия), основанного при царе Иоанне Грозном. Тридцать насельников пустыни трудились в поле и вываривали соль. Один из них, иеродиакон Амвросий, возвращаясь вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос Пречистой Богородицы: „Возьми мою икону“. Он не обратил на это внимания. Но на третий день, вновь услышав тот же голос, увидел чудотворную икону Божией Матери. Икона была на большом камне, в тени большого дерева. Он поклонился иконе и поспешил рассказать братии. Крестным ходом сообща они приняли эту святую икону, поместили в храм и отслужили перед ней молебен. Храм закрыли, а наутро иконы там не оказалось. Нашли её на монастырских вратах, вернули в храм, но икона на следующее утро снова оказалась на вратах. Тогда над ней построили часовню и стали перед ней молиться.
Сразу после явления с иконой стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего ее возили для удостоверения в Казань и Уфу. Из Уфы святая икона исчезла, чудесным образом явившись вновь на соленом ключе близ села Табынского. Это стало известно царю Феодору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген выстроил Пречистенский монастырь. Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была окончательно разрушена и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно.
Однако через 100 лет произошло её второе явление.
В 1765 году три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её топором, говоря: „Вот русский Бог“ и раскололи икону на две части. Сделав это, пастухи ослепли. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, каясь в содеянном, умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой.
Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (поселок Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынской.
Эту икону считают своей покровительницей жители всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.
Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила. Тогда же император повелел переносить ежегодно находящуюся в церкви села Табынского Стерлитамакского уезда икону в Оренбург. К приносу святой иконы в Оренбург стекалась масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда Самарской губернии. Икону встречали все: народ, городское духовенство, губернское начальство, местные войска с оркестром полковых музыкантов и, конечно, праздничный колокольный звон.
По установленному порядку икона Божией Матери из села Табынского поднималась после девятой пятницы по Пасхе и поблизости границ Оренбургской епархии проносилась по Верхнеуральскому уезду. Затем, если Пасха бывала ранняя и, следовательно, времени оставалось больше, то святую икону заносили в город Челябинск, Тюмень и Кустанай. В Оренбург икона вступала на праздник Рождества Богородицы, затем следовала до Уральска, заходила в Самарскую губернию и из Бузулука отправлялась обратно в Табынск, где пребывала до следующего года и оставалась до девятой пятницы, когда сюда стекалась масса людей из всех близлежащих областей.
После революции следы Табынской иконы ведут в Китай, где она находилась до 1960 года, а затем была утрачена… Нам остается только молиться, чтобы когда-нибудь она вернулась на родную землю с почестями, и помогала нам, как в те стародавние времена, в борьбе с болезнями, несчастьями и стихиями