Бузулук. 31 декабря 2020 года, в четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице, память мчч. Севастиана и дружины его (ок. 287); прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500); прославление прав. Симеона Верхотурского (1694); свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634); прп. Флора, еп. Амийского (VII); прп. Михаила исп. (ок. 845), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили иерей Вадим Зотов, иерей Анатолий Марченков и диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением Натальи Задориной.
Праведный Симеон Верхотурский – особо чтимый святой Урала и Сибири. Сегодня Православная Церковь вспоминает обретение его мощей и прославление.
Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья), где провёл большую часть жизни, скрывая своё происхождение.
В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила (ныне восстановлена). В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.
В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.
18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. 30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.
Ныне мощи святого находятся в возрожденном Николаевском монастыре в городе Верхотурье Свердловской области, в Крестовоздвиженском соборе и в дни памяти святого – 31 декабря, 25 мая (первое перенесение мощей) и 25 сентября (второе перенесение мощей) к его мощам стекаются множество верующих со всей России.
Пресс-служба Бузулукской епархии