Село Твердилово Бузулукского района для Марии Федоренко давно уже стало родным. Сюда в 1975 году приехала она из Адамовского района с супругом и шестью детьми. Оба сельские до мозга костей, в колхозе они работы не боялись. Дояркой ушла на пенсию Мария Дмитриевна. А по молодости в целинном районе и на комбайне, и на тракторе трудиться приходилось.
Девятнадцать лет после смерти супруга она живет одна. Но близкие всегда на связи, да и в комнате чувствуется их постоянное присутствие. «Вот эту поделку подарил внук-четвероклассник, – с гордостью отмечает собеседница. – Согласитесь, я богатый человек».
– А кто внешние стены дома так затейливо расписал?
– Внучка Надя. Это её идея. Я нанимала штукатура, а белить домик мой попросила одну из дочерей. Сама уехала в Адамовку. Вернулась и ахнула — какие вокруг окошек появились яркие, прекрасные цветы! Дети, внуки, а теперь уже и правнуки обо мне очень хорошо заботятся.
Нашу газету Мария Федоренко с удовольствием читает с той поры, как приехала в наш район.
– Это сейчас я выписываю только три газеты, а раньше очень много периодики наша семья получала: журналы «Механизатор», «Здоровье», «Огонёк тогда был очень популярный, «Человек и закон», «Крокодил». Детям доставляли «Мурзилку», «Пионер»…», – говорит она.
Очень приятно было беседовать с начитанной, умудрённой жизненным опытом женщиной.
Что такое счастье?
Пожилые… Их судьба в нашей стране не была лёгкой, богатыми и беззаботными пенсионеров в большинстве своём не назовёшь и сейчас. Но счастливы ли они? Лично за себя Мария Дмитриевна отвечает утвердительно.
– Счастье есть, притом оно настолько многогранно, что каждый понимает его по-своему. Я счастлива, если дети живы, здоровы, и всё у них хорошо. Некоторые видят счастье в богатстве, стремятся к нему. Родители стараются детям дома ставить, приобретать машины, деньгами помогать. Но ведь, если потомки умеют работать, то сами всё наживут. Не могут – всё нажитое спустят, и родителей на старости лет нищими сделают. Надо убеждать детей не деньгам радоваться, а здоровью и научить работать. Земля дана, чтобы от неё кормиться. То, что вырастил, произвёл, тем человек и счастлив и этому должен быть искренне рад. Коль можешь что-то отдать, то радуйся. Гораздо хуже, когда поделиться нечем.
– А к счастью нужно стремиться?
– Думаю, оно само приходит, если человек добросовестно трудится. По жизни я встречала людей всяких – не только добрых и искренних, но и завистливых, жадных. Видела финал судеб и тех, и других. Никто из тех, кто другим завидовал, пытался украсть, присвоить чужое, счастливо жизнь не закончил.
Путь к вере
В отдельной светёлке у нашей героини – комната для молитв. Счастьем она считает также, что дожила до времени, когда, наконец, в нашей стране прекращены гонения на веру. Дитя войны, она вспоминает свои первые молитвы, которым научила бабушка Ксения Прохоровна. В силу неграмотности бабушка читать не умела и знала только «Отче наш» и молитву Богородице. На фронт забрали всех её семерых сыновей. Каждое утро, умывшись, дети и взрослые выстраивались в рядок и читали две молитвы.
– Мы недавно с моей сестрой-двойняшкой рассуждали вот о чём: все бабушкины сыновья вернулись живыми, и если были ранены в боях, то легко. Все её дети прожили долгие жизни. Моя мама умерла в 84 года, её брат – в 93, – вспоминает Мария Дмитриевна.
Телевизора и радио в доме Марии Дмитриевны нет уже лет двенадцать. Она считает, что телепередачи приносят только вред – в них много насилия и неправды. Без него ей не скучно. Часто приходят односельчанки помолиться, вникнуть в содержание акафиста или псалма. Клирик Всесвятского храма отец Иоанн Ковалев по приглашению местных жителей посещает её дом в великие православные праздники, чтобы совершить Соборование, молебен с водоосвящением. На богослужение собираются дети, родственники, друзья сельчан.
Библия гласит – всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать… время разбрасывать, и время собирать камни – созидать, восстанавливать разрушенную за долгие годы душу. Сельчанка считает, что для неё такое время наступило, когда супруг из Германии, где он служил, привёз Евангелие на русском языке. Однако настоящий путь к вере начался с изучения молитвослова.
– Внучок тогда жил у меня, так он, укладываясь спать, интересовался: «Что, бабуль, уроки учить будешь?». «Да, уроки», – отвечаю. Но когда из церкви мне привезли Псалтирь на славянском языке, и я после долгих трудов восприняла молитвы в таком прочтении, то испытала неописуемое благоговение и трепет. Мне был пятьдесят один год.
Стоит оглянуться
Сейчас она – единственная в селе по благословению священника читает над покойными канон и положенные молитвы. Огромную душевную радость доставляет паломничество. Дети возили по святым местам: в село Красные Ключи Похвистневского района Самарской области (да?), в Новосергиевские пещеры. В здании бывшего храма в Проскурино она неоднократно молилась Архангелу Михаилу о восстановление церкви. Неоднократно бывала на роднике в Казанской иконы Божией Матери, что недалеко от Подколок, поклонялась могиле схимонаха Максима в Бузулуке.
– Отправляться в дальние паломничества здоровье не позволяет, – добавила она. – Но сколько святых мест совсем рядом, о которых мы порою даже и не подозреваем. Стоит только оглянуться, и мы увидим много интересного, доброго, светлого. Того, что заставляет думать, поразмыслить о душе. Ради чего стоит жить.
Светлана СЕРГЕЕВА, газета «Российская провинция», г. Бузулук
фото автора